Нил Старрок: «Иногда в бизнесе нужно делать то, что ты инстинктивно считаешь верным»

Президент PepsiCo в России о том, как продавать более полезные продукты и напитки

Товарный знак Pepsi-Cola был зарегистрирован на территории СССР в 1935 г. Спустя 36 лет на заводе в Новороссийске началось производство Pepsi-Cola по лицензии американской компании. Сегодня PepsiCo – крупнейший в России производитель продуктов питания и напитков («Эксперт РА» составляет рэнкинг на основе бухгалтерских данных о выручке): заводы компании располагаются по всей России – от Москвы до Дальнего Востока. На них производят напитки, молочные продукты, детское питание, чипсы и снеки. PepsiCo среди своих глобальных задач видит изменение продуктового портфеля, чтобы предлагать покупателям более полезные продукты и напитки: сокращает содержание добавленных сахаров, насыщенных жиров и соли, рассказывает в интервью «Ведомости&» Нил Старрок, президент PepsiCo Россия, Белоруссия, Украина, Закавказье и Центральная Азия.

– PepsiCo присутствует на российском рынке уже более 50 лет. Как меняются ваши продукты? И что, по вашему мнению, в рационе россиян нужно менять в первую очередь и почему?

– Наша компания выпускает не только газированный напиток Pepsi, как многие привыкли думать. Уже более полувека мы работаем в России, и сегодня PepsiCo предлагает широкий ассортимент продуктов в различных категориях и для самых разных ситуаций потребления, включая соки, питьевую воду, снеки, а также традиционные и современные молочные продукты и детское питание. Я работаю в PepsiCo c 1989 г., но даже я не успел попробовать все продукты, которые мы производим.

Мы твердо уверены, что компании должны играть важную роль в вопросах здоровья и благополучия граждан. PepsiCo постоянно меняет свой ассортимент, чтобы отвечать все возрастающим потребностям граждан получать более питательные продукты для ежедневного рациона. В 2017 г. выручка от продажи продуктов, содержащих злаки, фрукты, овощи, а также питьевой воды и несладкого чая составила 27% в масштабе всех стран и 70% в России, Белоруссии, на Украине, в Закавказье и Центральной Азии.

В 2016 г. PepsiCo поставила перед собой амбициозные цели снизить содержание сахара в напитках на 30% к 2025 г. и расширить ассортимент напитков с пониженным содержанием сахара или не содержащих сахар вовсе.

Компания продолжает снижать содержание соли в снеках, и также к 2025 г. большинство наших снеков будет содержать менее 10% от рекомендуемой нормы насыщенных жиров.

Компания проводит большую работу по трансформации своего продуктового портфолио. В 2017 г. затраты PepsiCo на исследования и разработку составили $737 млн.

В России у нас есть три собственных R&D-центра по разработке новых продуктов, и работа над совершенствованием наших продуктов ведется постоянно. В 2017 г. мы представили на российском рыке новый напиток Pepsi Cherry, в котором не содержится сахара. В том же году вышел новый напиток с соком Aqua Minerale с пониженным содержанием сахара, а в ассортименте соков мы выпустили продукт J7 «Фрукты целиком», для производства которого мы используем технологию, позволяющую сохранить клетчатку целых фруктов.

– Какую роль могут играть компании в реализации мер по оздоровлению рациона? Есть ли у вас данные об эффективности информационных и образовательных программ для потребителей, которые вы поддерживаете?

– При выборе тех или иных продуктов питания многие потребители все еще руководствуются вкусовыми предпочтениями, а не пользой, поэтому важно помнить об умеренности в питании. Можно грамотно сбалансировать свой рацион и сфокусироваться на здоровом образе жизни. Стремление к этому у российских потребителей есть, и мы это всеми силами поддерживаем.

Как крупнейший игрок на российском рынке питания и напитков, мы чувствуем ответственность за просвещение потребителей в области правильного и сбалансированного питания. Например, в сотрудничестве с Национальным союзом производителей молока («Союзмолоко») мы c 2014 г. поддерживаем программу «Три молочных продукта в день» по продвижению молочных продуктов, которые служат незаменимым источником кальция. Так, по мнению экспертов по питанию, в трех порциях молочных продуктов (по 125 г) содержится около 80% суточной нормы этого элемента.

Нил Старрок

родился 27 марта 1963 г. в Кардиффе (Уэльс, Великобритания).
1985 г. окончил Университет Эксетера, получив степень бакалавра гуманитарных наук по специальности «бухгалтерский учет и финансы».
1988 г. получил квалификацию сертифицированного бухгалтера в «Делойт, Хаскинс и Селлс».
1989 г. прошел путь от ассистента менеджера по финансовому планированию компании PepsiCo International до президента PepsiCo в России, Белоруссии, на Украине, в Закавказье и Центральной Азии.

Эффективность программы сложно измерить в конкретных цифрах, ведь пищевые привычки формируются долго. Если анализировать только потребление молочных продуктов за этот период, мы увидим, что оно стабильно, и может показаться, что ощутимых количественных результатов программа не принесла. Но я уверен, что на самом деле это не так. Иногда в бизнесе нужно делать то, что ты инстинктивно считаешь верным. Как ответственный производитель, мы чувствуем необходимость продолжать рассказывать людям о пользе сбалансированного питания.

– Как вы относитесь к мерам по регулированию продовольственного рынка, например к маркировке «Светофор»?

– На российском рынке работает множество крупных и мелких производителей, и их деятельность разумно регулировать. Для нас потребитель всегда на первом месте, и ему нужны не только вкусные, но и безопасные продукты. Наши корпоративные стандарты качества и безопасности зачастую выше, чем государственные требования отдельных стран.

Для нас очевидно, что необходимо вовлекать бизнес на стадии обсуждения новых законодательных инициатив. Это позволит снизить риски, что на выходе мы столкнемся с совершенно непонятной для нас системой, которая может создать дополнительные административные и финансовые барьеры для бизнеса.

Мы обсуждаем возможность присоединиться к маркировке «Светофор», но, поскольку наша компания работает в столь разных категориях, для нас это не очень просто.

– Как за 20 лет привычные нам продукты изменились благодаря новым технологиям?

– С развитием науки и технологий произошло много изменений в лучшую сторону. Взять, к примеру, появление упаковки Tetra Pak. Пожалуй, это одно из наиболее существенных изменений. Высокотехнологичная упаковка позволила значительно увеличить срок безопасного хранения молочных и соковых продуктов, а значит, обеспечить качественным питанием людей, которые живут далеко от производственных центров.

Другой пример – расширение продуктовых категорий. Сейчас можно купить молоко чуть ли не любой жирности. Во времена, когда я учился в британской школе, молоко было только одного вида. То же самое происходит с другим традиционным продуктом – творогом. Сегодня вы можете выбирать из множества вариантов: например, наш творог «Домик в древне» бывает мягкий, в виде творожного зерна в сливках, рассыпчатый. Еще 20 лет назад всего этого не было.

Подобные изменения стали возможны в результате технологического прорыва с появлением современного оборудования, а также благодаря изучению пожеланий наших потребителей, к которым мы стараемся прислушиваться. Сейчас можно кастомизировать не только сами продукты – сделать их функциональными, обогащенными, низкокалорийными, – но и упаковку, производить продукты в семейных форматах или в индивидуальной упаковке.

– Что нас ждет в будущем? Какие наиболее заметные инновации будут внедрены в ближайшее время, в том числе PepsiCo?

– Сложно предсказывать далекое будущее, но даже сейчас продукты продолжают меняться. Например, в позапрошлом году в линейке детского питания «Агуша» мы запустили продукт для детей «Засыпайка» с экстрактом мелиссы, который помогает ребенку уснуть, а в прошлом году появилась детская ряженка «Агуша». 20 лет назад появление подобного продукта было сложно представить.

Будут развиваться технологии, обеспечивающие более глубокую переработку молока. Это уже сейчас позволяет выпускать новые, полезные продукты на основе молочной сыворотки. Так, например, на нашем заводе в Рубцовске при производстве сыра «Ламбер» мы получаем сыворотку, которая в дальнейшем используется при производстве легких напитков из сыворотки «Мажитэль».

– Давайте пофантазируем: если через 10 лет я приду в магазин, увижу ли я принципиально новые продукты? Или на полках будет традиционное молоко в новой упаковке?

– В компании PepsiCo мы открыты к инновациям и постоянно расширяем свой ассортимент. В будущем будут появляться всё новые форматы упаковки, я уже приводил пример с творогом. Речь скорее будет идти не о революции, а об эволюции, которая обеспечит нам еще более широкий выбор продуктов. Но в итоге как раз лет за 10 эти эволюционные изменения обеспечат радикальный прорыв.

Для производителей, поставщиков и ритейлеров такая эволюция создаст определенные сложности: раньше мы продавали три продукта, а сейчас – намного больше. Это требует нового планирования, продвижения, более продвинутых компьютерных систем. Так что будут эволюционировать и продукты, и бизнес-процессы.

– Расскажите о проекте PepsiCo LAB. Какие проекты акселератора были реализованы в компании?

– Целью проекта было создание взаимовыгодного партнерства между PepsiCo и стартапами в России, развивающими свои проекты в сфере продуктов питания и напитков (Food LAB), а также инновационных IT-решений (Tech LAB), он стал отличным примером сотрудничества между крупным игроком продовольственного рынка и предпринимательским сообществом.

Мы приняли около 500 заявок на участие из 16 стран: от малого бизнеса, стартапов, индивидуальных предпринимателей. В итоге выбрали для участия 24.

Участники Tech LAB старались решить разные реальные бизнес-задачи. Например, прогнозировали продажи определенного продукта у ритейлера.

Также были проекты в области рекрутинга, автоматизации процессов оценки ассортимента и трафика в магазинах. В итоге 12 стартапов провели оплачиваемые пилоты совместно с PepsiCo, и с некоторыми из них мы продолжаем сотрудничество на контрактной основе.

В Food LAB были представлены самые разнообразные инновационные продукты: чипсы из ламинарии, фруктовые снеки, чипсы из натурального сыра, энергетический мармелад и масса других интересных идей. Участники этого направления акселератора смогли снизить себестоимость своих продуктов за счет оптимизации закупок, роста производственных мощностей, увеличения срока годности благодаря использованию новых технологий. Некоторые команды смогли расширить ассортимент своих продуктов, изменить дизайн упаковки и доработать модель дистрибуции.

Создание акселератора – это также отличная возможность для нас поддерживать таланты, что является неотъемлемой частью нашего глобального подхода «Ответственно к цели».

– Но это инновации для PepsiCo или развитие существующей линейки?

– Мы продолжим развивать имеющиеся у нас продуктовые категории, так что это интересные идеи по развитию привычных для нас продуктов. Использование открытых инноваций для разработки идей более оправданно, чем задействование нашей огромной корпоративной машины.

– Что за люди обращались в PepsiCo LAB? Студенты, маленькие компании из регионов?

– Это некий микс, но в нем гораздо больше представителей малого бизнеса, чем студентов. Разработка новых продуктов питания требует уже определенного опыта и знания технологических стандартов и стандартов пищевой безопасности.

При этом география проекта очень широкая.&

Текст: Елена Виноградова