«Сколково» на вырост

Как и зачем здесь начинают учить детей в 2 года
Фонд «Сколково»

На территории инновационного центра «Сколково» все чаще можно встретить детей – на экскурсии по технопарку школьников привозят целыми автобусами. Самый большой 3D-принтер, роботы, шевелящиеся протезы – непривычное оборудование вызывает неизменный восторг. «Уходить всегда никто не хочет», – признается Наталья Кучина, специалист технопарка «Сколково», курирующая экскурсии.

Впрочем, есть школьники, которым все это не в новинку. Но им и уходить никуда не надо – гимназия на территории «Сколково» расположена прямо через дорогу от технопарка, учатся в ней в основном дети сотрудников.

Умное сердце

Ленточку на открытии нового здания гимназии «Сколково» в 2017 г. перерезал тогдашний вице-премьер Аркадий Дворкович. Гимназия занимает 22 000 кв. м и авторизована по трем программам Международного бакалавриата (школа IB): для начальной, основной и старшей школы. Диплом IB признают 2500 университетов в 104 странах. «Образовательное пространство задумывалось и развивается с учетом международных и национальных трендов в образовании, а также специфики инновационного пространства «Сколково». Основная задача – развивать не только интеллект, но и умное сердце», – говорит Оксана Демьяненко, директор гимназии.

Для успешности в будущем это действительно важно. 20–25% рабочих мест в мире может быть замещено в результате цифровизации, а 60% детей, которые сейчас идут в школу, будут работать по профессиям, которых пока даже не существует, вроде биоэтики или диспетчера дронов, указывают авторы исследования консалтинговой компании Bain, посвященного образованию в Москве и других мегаполисах мира. Дети XXI в. будут осваивать в течение жизни несколько профессий, поэтому для них важно развитие навыка гибкости мышления. Среди мировых образовательных трендов эксперты Bain выделяют акцент на STEAM (естествознание, технологии, инженерные науки, искусство, математика) и персонализацию – обучение будет строиться по индивидуальным траекториям, чтобы максимально раскрыть потенциал каждого ребенка. Сколковская гимназия в тренде. По словам Демьяненко, одна из целей – учет индивидуальных особенностей и потребностей студентов для выстраивания образовательного трека. «Задача сложная и ресурсная, но за этим будущее образования в мире», – отмечает она.

Учебный процесс

С момента открытия гимназии число ее учеников выросло в 6 раз: сегодня здесь учатся 535 детей в возрасте от 2 до 18 лет. Родители многих из них – сотрудники стартапов «Сколково», которые двигают вперед науку и развивают предпринимательские проекты. Их участие в формировании образовательного контекста, безусловно, определяет специфику гимназии, отмечает Демьяненко. Сейчас в гимназию принимают и детей, чьи родители не имеют отношения к «Сколково».

«В следующем году гимназия должна вырасти еще на 180 учащихся. Много предстоит вложить в развитие старшей школы и дипломной программы IB, чтобы расширить содержательный выбор студентов. Предстоит запустить несколько образовательных проектов с участием «Сколтеха» для студентов гимназии с особыми запросами на развитие профильных компетенций в технологии и биомедицине», – делится планами Демьяненко.

Помимо постоянных учителей гимназии школьникам читают отдельные лекции и курсы профессора «Сколтеха», студенты Массачусетского технологического института (MIT), резиденты «Сколково» и представители мировых высокотехнологичных компаний, задействованных в экосистеме инноцентра. Например, эксперты Boeing ежегодно читают курс лекций «Авиация от А до Я». Идея проекта – повышение уровня эрудированности и знаний школьников в области авиации, привлечение их внимания к аэрокосмической отрасли. А компания Group-IB, резидент «Сколково», специализирующийся на предотвращении и расследовании киберпреступлений и мошенничеств с использованием высоких технологий, регулярно проводит в гимназии мастер-классы по кибербезопасности и цифровой гигиене как для студентов, так и для преподавателей.

Наука и жизнь

Первые выпускники гимназии (2017 и 2018 гг.) сейчас учатся в Высшей школе экономики, МИСиСе, Первом МГМУ им. Сеченова, университете прикладных наук «Метрополия» в Финляндии и Университете провинции Манитоба в Канаде. Как только в «Сколтехе» станут доступны бакалаврские программы, часть выпускников гимназии предсказуемо будут поступать туда (сейчас в «Сколтехе» работает магистратура и аспирантура).

Профессор «Сколтеха» Михаил Гельфанд – известный биоинформатик и популяризатор науки – теперь еще и герой комикса «Комар Бессмертный». В декабре в продаже появилась книга «Это точно. Чертова дюжина комиксов о науке и ученых», совместный проект вуза, редакции научно-популярного журнала «Кот Шредингера» и издательства «Эксмо». Каждая история основана на реальном исследовании, статья о котором уже напечатала в научном журнале или готовится к публикации. Книга с юмором рассказывает о жизни ученых и должна побудить интерес к науке. Нетрадиционная подача вполне в духе атмосферы эксперимента и неформального научного сообщества, которое складывается на территории инноцентра.

С момента основания «Сколтеха» прошло семь лет. За это время сформировался международный коллектив профессоров, научных работников и инженеров (рабочий язык здесь английский). Публикационная активность «Сколтеха» сравнима с ведущими молодыми университетами, такими как Корейский институт передовых технологий (KAIST) и Гонконгский институт науки и технологий (HKUST).

Финансирование университета осуществляется с привлечением российских и зарубежных научных фондов. В частности, по программе научных исследований и инноваций Horizon 2020. Ряд программ в «Сколтехе» реализуется в сетевой форме с российскими и зарубежными университетами и исследовательскими центрами: МФТИ, ВШЭ, ДВФУ, Гренобльским университетом, Университетом Куртина, Фондом Бруно Кесслера.

Сейчас здесь учатся около 1000 студентов – 600 магистров и 400 аспирантов. «Образовательные программы разработаны с учетом потребностей высокотехнологичных компаний, таких как IPG Photonics, Oerlikon, «Русагро». Студенты проходят стажировки в ведущих зарубежных лабораториях и компаниях, получают поддержку при создании стартапов, участвуют в международных конференциях и соревнованиях. Например, наша команда вошла в топ-5 команд мира в финале конкурса Eurobot», – рассказывает Александр Кулешов, ректор Сколковского института науки и технологий.

В прошлом году в «Сколтехе» начался процесс получения аккредитации образовательных программ по правилам Европейского союза. Ожидается, что в начале 2019 г. программа аспирантуры «Науки о жизни» будет аккредитована и степень PhD «Сколтеха» будет официально признана во всех странах Европы.

Вирус изобретений

Сергей Шмаков, тогда еще студент «Сколтеха», получил выдающийся результат в области CRISPR-Cas. Он стал первым автором научной работы, опубликованной в журнале Nature, и получил престижную награду – NIH Directors Award. А в этом году «Сколтех», Институт Броуда и Ратгерский университет подписали трехстороннее соглашение о совместном использовании изобретений, полученных в результате исследований Шмакова.

Сформированная в «Сколтехе» междисциплинарная среда позволяет не только проводить передовые исследования, но и внедрять полученные результаты на практике, отмечает Кулешов. Например, в 2018 г. разработана и передана заказчику (ИСС им. Решетнева) установка по производству так называемых сотовых наполнителей. В России такого рода изделия до сих пор не производились – для нужд аэрокосмической промышленности их закупали за границей. Теперь, по словам ректора «Сколтеха», эти же материалы могут послужить и основой для производства существенно более эффективного вагонного парка.

В центре «Сколтеха» по добыче углеводов создана единственная в России производственная лаборатория по разработке методов повышения нефтеотдачи и добычи трудноизвлекаемых запасов. Она работает в режиме 24/7, среди заказчиков – российские и зарубежные нефтегазовые компании, например Total и Schlumberger.

В 2018 г. выпускниками «Сколтеха» стали 176 студентов. Около половины устроились в высокотехнологичные компании и их R&D-подразделения (Сбербанк, «Яндекс», «Биокад», Huawei, Cisco, Total), 8% создали стартапы, 38% продолжили обучение – преимущественно в аспирантуре «Сколтеха» или в ведущих зарубежных университетах.

Текст: Римма Ремизова