Дрон и две маргариты

Что умеют беспилотники и над чем работают российские конструкторы
Ehang

Совсем недавно дроны были либо дорогостоящими разработками для военных, либо игрушками для любителей гаджетов. Теперь беспилотники готовятся стать частью транспортной системы городов

Пионером в развитии беспилотной авиации для города станет Гуанчжоу, заявил в начале августа китайский производитель автономных беспилотных летательных аппаратов Ehang. Компания поможет администрации города создать командно-диспетчерский центр, который обеспечит безопасные и эффективные полеты сразу нескольких летательных аппаратов. Проект предусматривает и создание базовой инфраструктуры на земле.

Сама Ehang протестирует несколько маршрутов, а затем приступит к коммерческой эксплуатации системы. В проект планируется привлечь партнеров. В списке предметов для воздушной доставки – дорогостоящие грузы небольшого веса, в том числе кровь и органы для неотложной медицинской помощи. «Мы ведем переговоры с другими городами, не только в Китае, чтобы запустить безопасные, эффективные и доступные автономные воздушные перевозки», – цитирует компания Ху Хуажи, своего основателя.

EHang AAV

А в январе 2019 г. департамент сертификации летной годности Администрации гражданской авиации Китая (CAAC) выпустил документ, который направлен на оценку риска системы управления летной годности беспилотников. К этой работе подключено пять китайских компаний, в числе которых и Ehang. Так что в Китае включение беспилотных летательных аппаратов в существующую систему гражданской авиации – уже тенденция.

Воздушный кодекс обязывает регистрировать все летательные аппараты весом от 250 г до 30 кг с сентября 2019 г., но регламент регистрации еще не принят

Военные разных стран используют беспилотники со времен Второй мировой войны. Сейчас у них на службе 9 из 10 всех беспилотных систем. Следом начал развиваться рынок потребительских беспилотников. Но есть возможности для роста и в других сегментах, указывает Goldman Sachs в обзоре, посвященном дронам. Некоторые гражданские задачи беспилотники могут решать гораздо эффективнее пилотируемых летательных аппаратов. Например, делать снимки для геодезистов, доставлять грузы и обеспечивать связь. Бизнес и правительства с 2016 по 2020 г. потратят $13 млрд на тысячи беспилотников, прогнозировал Goldman Sachs. Всего, по его оценке, за это время рынок дронов прибавит до $100 млрд, $30 млрд из которых – гражданские ($13 млрд для коммерческого использования и $17 млрд – потребительские).

Дрон рисует карту

21 000 часов наблюдений – это почти 875 суток – потребовалось компании «Геоскан», по собственным данным, чтобы составить трехмерную карту Тульской области. Это был пилотный проект создания геодезически точной 3D-модели типового региона по программе «Национальная технологическая инициатива». Новые данные, полученные с беспилотников, дают информацию о самовольно занятых землях, могут использоваться при выдаче разрешений на строительство, цитировали СМИ Тульской области министра имущественных и земельных отношений региона Михаила Пантелеева.

Значительная доля объектов недвижимости и земель не учтены в Едином госреестре, следует из информации на сайте Росреестра. Традиционные технологии кадастровых работ не позволяют быстро уточнить границы более чем 30 млн земельных участков, чтобы поставить их на учет, пишет «Геоскан». А беспилотники могут решить эту задачу, причем с погрешностью 10–20 см. Подобные технологии уже применяются в других странах: высокоточные карты есть, например, в Хельсинки и Сингапуре.

Дрон и нефтепровод

Использование решений на базе беспилотных технологий дает большие преимущества нефтегазовым предприятиям, например, в геологоразведке – от предварительного анализа перспективных участков до геодезических съемок для проектирования и подготовки сейсморазведки, пишет PwC в статье, посвященной использованию дронов в нефтегазовой отрасли.

Беспилотные технологии есть у крупнейших мировых нефтегазовых компаний. Не отстают и российские. 63 летных отряда ежемесячно совершают более 2500 вылетов на объектах топливно-энергетического комплекса по всей России, сообщала входящая в концерн «Калашников» Zala Aero, которая обследует инфраструктуру нескольких компаний, включая «Газпром» и «Самотлорнефтегаз» (принадлежит «Роснефти»). Дрон может исследовать 240 км в день, как и экипаж вертолета. Но летный час беспилотной техники обойдется в несколько раз дешевле (например, у вертолета Ми-8 он достигает $3000–4000) и не повлечет рисков для экипажей.

ZALA 421-16E2, разработанный компанией ZALA Aero /Пресс-служба AO Концерн «Калашников»

Большинство подобных работ выполняют малоразмерные дроны, но для протяженных объектов в труднодоступных местах их недостаточно – нужны тяжелые аппараты. Такой, например, разрабатывает Уральский завод гражданской авиации. Предполагается, что дрон под именем «Альтаир» взлетной массой свыше 7 т сможет выполнять полеты продолжительностью более двух суток, поднять машину в воздух планируется в этом году.

Дрон доставляет кровь

В 2016 г. американская Domino’s Pizza объявила, что в Новой Зеландии первой в мире протестировала доставку пиццы беспилотниками. Партнер проекта – транспортная компания Flirtey объясняла, что страна выбрана для старта программы из-за прогрессивных авиационных правил: регулятор здесь разрешил использовать беспилотники в коммерческих целях. В том же 2016 г. о начале использования дронов заявила Amazon: в британском Кембридже ее аппарат стартовал с подвижной платформы и оставил покупку на лужайке возле дома.

превышает объем доступного рынка для внедрения решений с использованием беспилотных устройств. Аналитики PwC составили оценку на основе стоимости текущих бизнес-услуг и рабочей силы, на смену которым скоро придут решения с использованием беспилотных устройств. В этом отличие их подхода от подхода коллег из Goldman Sachs, которые оценивали только рынок дронов. Доступный рынок в инфраструктурной отрасли PwC оценивает в $45 млрд. Затем идут сельское хозяйство ($32,4 млрд) и транспорт ($13 млрд), указывали аналитики PwC в отчете о коммерческом применении беспилотных летательных аппаратов в мире в 2016 г.

Впрочем, сыктывкарская «Додо пицца» протестировала доставку с помощью дрона еще в июне 2014 г. За первый день работы она отправила шесть заказов на 3270 руб. Вместе с «Додо пиццей» над проектом работали специалисты компании «Коптер экспресс». Но в октябре того же года суд оштрафовал перевозчика на 50 000 руб. за «грузоперевозку по воздуху без лицензии», писали СМИ.

Ehang уже два года проводит коммерческие авиаперевозки на своей базе в Гуанчжоу и рядом с ней. Компания работает со службой экспресс-доставки DHL-Sinotrans и розничной компанией Yonghui. Для DHL-Sinotrans дрон Ehang Falcon сокращает не только время доставки для 8-километровой поездки с 40 до 8 минут, но и затраты на перевозку.

У беспилотников есть и более важные задачи: транспортировка лекарств, органов для трансплантации и компонентов крови. С 2016 г. американская компания Zipline перевозит при помощи дронов медикаменты и кровь для переливания в Руанде.

Есть у беспилотников потенциал и в сфере доставки корреспонденции и наличных денег в труднодоступные населенные пункты. Так, в 2017 г. Сбербанк объявил о планах по использованию беспилотников для доставки материальных ценностей, включая наличные. А «Почта России» экспериментировала с доставкой посылок при помощи квадрокоптера в Бурятии. Беспилотник разбился, врезавшись в здание сразу после взлета. Но компания заявляла, что сворачивать эксперимент не будет.

Дрон и агроном

К 2020 г. агросектор станет вторым по использованию дронов после строительства, объем этого сегмента составит $5,9 млрд, указывает Goldman Sachs. Аграрии с помощью дронов вносят удобрения и другие необходимые вещества.

«Наши беспилотники хорошо разбрызгивают пестициды и удобрения на склонах, поэтому мы нацелены на виноградники в долине Напа в США и Шампань во Франции», – заявлял старший генеральный директор Yamaha Осаму Ишиока в интервью FT в 2015 г. Треть риса, который едят в средней японской семье, опрыскивают сельскохозяйственными химикатами дроны Yamaha. В стремительно стареющей Японии беспилотники облегчают работу пожилых фермеров.

Yamaha RMax /Yamaha

Летом 2018 г. стало известно, что яблоневый сад Apple Orchard Beak & Skiff в г. Лафайет, штат Нью-Йорк, опыляют с помощью дронов. Так беспилотники решают проблему исчезновения пчел.

В России в 2018 г. резко вырос спрос на работу дронов на сельскохозяйственных полях на юге страны, отмечала «Российская газета». Агрохолдинги использовали беспилотники для учета угодий и прогнозирования объема урожая на конкретном поле.

Резидент биомедицинского кластера «Сколково» – «АгроДронГрупп» создала собственную систему анализа состояния растений с помощью беспилотников. Оснащенные специальными датчиками беспилотники облетают посевы сельскохозяйственных культур и собирают агрономические данные о растениях. У компании уже пять крупных клиентов в России и Казахстане.

Дрон и интернет

Покрыть определенную территорию связью, например мобильной, тоже можно с помощью дрона. Это задача атмосферных спутников – дронов, которые благодаря использованию солнечной энергии могут находиться в воздухе до нескольких месяцев.

Один из первых подобных дронов NASA Helios в 2001 г. поднимался на максимальную высоту в 29 км. Другой пример – беспилотник Zephyr, который успел полетать над аризонской пустыней (затем проект купила Airbus, теперь он засекречен). Наработки были даже у Facebook – это дрон Aquila, предназначенный для раздачи интернета в труднодоступных местах. Предполагалось, что одна базовая станция сотовой связи, установленная на Aquila, сможет заменить до 100 станций на поверхности Земли. Первое испытание дрона закончилось аварией. Год спустя дрон провел в воздухе 1 час 46 минут, достигнув максимальной высоты 914 м. Но в 2018 г. компания закрыла проект, заявив, что будет развивать подобные технологии с партнерами – например, с Airbus.

В России существует два проекта беспилотников подобного типа. Это «Сова», созданная компанией «Тайбер» совместно с Фондом перспективных исследований, и Ла-251 «Аист» от НПО им. С. А. Лавочкина. Оба дрона поднимались в небо еще в 2016 г., но, по признанию создателей, требовали доработок. Проекты не завершены. &

Текст: Денис Федутинов, Мария Дранишникова, Анна Богомолова