–66% на подписку
Номер 50 от 19 августа 2019
Партнер проекта «АвиаПорт»

Как перестраивается авиаотрасль

...и как привлечь небольшие инновационные компании в отрасль

Перспективные программы отечественного авиастроения строятся вокруг кооперации – это экономически выгоднее. В производственных цепочках уже участвуют центры технологических компетенций, входящие в российские корпорации. Следующий шаг – активное вовлечение сторонних компаний.

Поставщикам стремятся помочь все: производители самолетов и вертолетов сформировали специальный стандарт работы для потенциальных партнеров (он задает общие положения взаимодействия заказчика и поставщика), «Российский экспортный центр» (РЭЦ) содействует в продвижении на внешних рынках, кластерные программы, которые реализуют Минпромторг и регионы, создают комфортную среду.

Кооперация – стандартная мировая практика в авиастроении. Например, в Boeing 787 начальное распределение трудоемкости производства планера следующее: 35% – сам Boeing, 35% – компании из Японии, 26% – совместная американско-итальянская компания Global Aeronautica и 4% – прочие поставщики, в том числе из Китая, Канады, Франции, Швеции, Южной Кореи и России.
Дело в том, что большая часть деталей, узлов, агрегатов самолета, как правило, создается по отработанным технологиям, которыми владеют многие компании в мире, а самим финальным производителям самолетов выгоднее сосредоточиться на том, что является их уникальной компетенцией, и оставить за собой сборку, испытания, маркетинг и др.

В центре внимания эта тема будет и на МАКС-2019. Авиапром пока не стал Клондайком для малых и средних инновационных компаний, но рост объемов производства (например, корпорация «Иркут» планирует в год выпускать 72 самолета МС-21-300 – более чем в 2 раза больше, чем SuperJet 100) должен изменить ситуацию.

Крылья кооперации

Главная тема нынешнего десятилетия – освоение производства в России перспективных гражданских самолетов, вертолетов и двигателей к ним. Корпорация «Иркут» запускает среднемагистральный лайнер МС-21-300, Казанский вертолетный завод – многоцелевой вертолет Ми-38, а «ОДК – Пермские моторы» – перспективный двигатель ПД-14.

На этих примерах можно увидеть новую для России индустриальную модель: внутри холдингов создаются центры технологических компетенций и центры специализации.

Расположенные в Ульяновске предприятия «Аэрокомпозит-Ульяновск» и «Авиастар-СП» (входят в Объединенную авиастроительную корпорацию, ОАК) поставляют на сборочную линию МС-21 в Иркутске крыло, выполненное из композитных материалов, панели фюзеляжа, двери, люки и другие агрегаты. В свою очередь, центры специализации по дверям и люкам, а также панелям фюзеляжа, расположенные на «Авиастар-СП», начали изготовление комплектующих для программы регионального самолета Ил-114-300, собирать который будут в подмосковных Луховицах на заводе корпорации МиГ. В сборке планера самолета МС-21-300 58% трудоемкости приходится на Иркутский авиационный завод, остальное – на смежные предприятия ОАК, оценивал директор авиазавода Александр Вепрев в интервью «АвиаПорту».

Еще больше вклад в создание финальной продукции – двигателя ПД-14 – у партнеров предприятия «ОДК – Пермские моторы» (часть Объединенной двигателестроительной корпорации, ОДК), где мотор собирают и испытывают. По оценкам Сергея Попова, управляющего директора «ОДК-ПМ», степень локализации двигателя на заводе не превышает 45%, комплектующие и узлы поступают с предприятий ОДК из Москвы, Рыбинска и Уфы.

В цепочках поставок, которые строит холдинг «Вертолеты России», тоже задействованы различные заводы. К примеру, на собираемый в Казани Ми-38 хвостовую балку и некоторые панели фюзеляжа будет поставлять Кумертауское авиационное производственное предприятие, включится оно и в кооперацию по легкому вертолету «Ансат».

Стандарт против простоя

Кооперация предприятий должна повысить эффективность производства. Развернув на одной площадке современное высокопроизводительное оборудование, подготовив специалистов, поставщики смогут загрузить центр технологических компетенций работами по нескольким проектам, минимизировав простой дорогостоящих станков.

Для упрощения выстраивания кооперационных цепочек и привлечения новых внешних поставщиков ОАК, «Вертолеты России» и ОДК разработали национальный стандарт «Авиационная техника. Управление поставщиками при создании авиационной техники. Общие требования» (начал действовать с 1 сентября 2018 г.). Его задача – создать нормативную базу, регламентирующую взаимоотношения заказчика и исполнителя в отрасли. Требования едины для всей отрасли.

Что такое авиационный кластер
Что такое авиационный кластер

Предприятия авиационной отрасли, входящие в «Ростех», составляют так называемый авиационный кластер. В нем ОАК, «Вертолеты России», ОДК и КРЭТ. Возглавляет его индустриальный директор авиационного кластера Анатолий Сердюков (на фото)

У корпораций есть и собственные программы привлечения поставщиков, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП): ОДК разработала требования по качеству к поставщикам, программу партнерства с МСП и др., а ОАК создала специальный портал для поставщиков комплектующих и материалов, на котором представлены нормативные документы. Теперь поставщики могут в деталях видеть требования заказчиков.

Залетели в кластер

Формирование правил игры со стороны заказчиков – необходимое, но недостаточное условие для развития поставщиков. Поэтому и на уровне федерального правительства, и на уровне регионов реализуются меры поддержки, которыми уже пользуются участники кооперационных цепочек в авиастроении. Например, создание кластеров. Принятие госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (рассчитана на 2013–2024 гг., ее бюджет – 3 трлн руб.) позволило поддерживать промышленные кластеры, например субсидируя из федерального бюджета 50% от инвестиционных затрат. В авиапромышленности первый кластер был создан в феврале 2019 г. На Сочинском инвестфоруме главы Иркутской, Нижегородской и Ульяновской областей, а также вице-президент корпорации «Иркут», производителя МС-21, подписали соглашение о создании Межрегионального авиационного кластера. Входящие в это объединение компании являются поставщиками «Иркута» по программе МС-21. Всего в этом кластере 11 участников.

комплектующих для авиации производит госкорпорация «Ростех», заявлял в интервью «Ведомостям» гендиректор корпорации Сергей Чемезов.

Часть авиационных поставщиков расположилась в территориальных инновационных кластерах и особых экономических зонах (ОЭЗ). Там резиденты могут рассчитывать на аренду земли и офисных помещений по специальным ставкам, доступ к инфраструктуре, льготы, в том числе сниженную ставку по налогам на прибыль, имущество и землю, нулевой транспортный налог и НДС, ряд таможенных льгот. Больше всех авиационных поставщиков смогли привлечь технико-внедренческая ОЭЗ «Дубна» и портовая ОЭЗ «Ульяновск».

Крылья на экспорт

Те поставщики, которые ориентируются на внешние рынки, могут рассчитывать на поддержку РЭЦа (госагент по поддержке несырьевого экспорта по нацпроекту «Международная кооперация и экспорт»). Он предлагает участникам отрасли – от малого бизнеса до крупных компаний – субсидии на компенсацию процентных ставок по экспортным кредитам, частичную компенсацию затрат на транспортировку продукции на внешние рынки и участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях. Кроме того, обнулен «входящий» НДС для экспортируемых высокотехнологичных товаров. Например, в 2018–2019 гг. компания НПО «Радиотехнические системы» при поддержке РЭЦа приняла участие в отраслевых международных выставках и нашла клиента в Боливии. Поставка аэронавигационного оборудования для местного аэропорта в 2019 г. удвоила товарооборот между этим государством и Россией.

Работа для малого бизнеса

В перечень международных выставок, расходы на участие в которых частично компенсирует РЭЦ, входит и МАКС-2019. На МАКСе в этом году впервые появятся коллективные региональные стенды, объединенные в единую экспозицию – «Авиационные регионы России». В экспозициях регионов будут представлены в первую очередь малые и средние предприятия.

Несмотря на все меры поддержки, кооперационные цепочки ведущих отечественных авиапроизводителей пока замыкаются в основном внутри интегрированных структур «Ростеха». Малый и средний бизнес же поставляет инструмент, спецодежду, услуги по клинингу и общественному питанию. Заказы на высокотехнологичные работы, к примеру на механообработку, сторонние компании почти не берут: входные барьеры в виде строгой системы контроля высоки, а серийность выпускаемой продукции мала. Ситуация может измениться в двух случаях: либо наступит потепление во взаимоотношениях с Западом и Россия с конкурентоспособным по соотношению цены и качества предложением войдет в круг поставщиков европейских и американских компаний; либо темпы сборки новых отечественных гражданских самолетов, вертолетов, авиадвигателей кратно возрастут и для поставщиков откроются новые ниши. &

Текст: Олег Пантелеев

Вернуться к номеру