«Звезда» для Арктики

Как создание современной верфи на Дальнем Востоке поможет развивать Северный морской путь
Пресс-служба завода «Звезда»

Площадь, равная двум футбольным полям, мощность в 160 000 л. с. и способность проходить через лед толщиной до 4,3 м со скоростью до 20 узлов. Это будущий атомный ледокол «Лидер» – крупнейший и самый мощный из объявленных на сегодня проектов в мире, аналогов которому в мировом судостроении до сих пор не было.

Проект судна начали разрабатывать еще в 2016 г., а в марте 2019 г. в Санкт-Петербурге уже начались модельные испытания ледокола. К 2025 г. в России будет построено три атомных ледокола нового поколения проекта «Лидер», говорил глава Минпромторга Денис Мантуров. Ранее СМИ со ссылкой на данные госзакупок писали, что только конструкторская и техническая документация ледокола обойдется в 3 млрд руб. В апреле 2019 г. гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев оценивал стоимость одного ледокола в 120 млрд руб. Финансироваться проект будет из федерального бюджета.

«Лидер» во многом является стратегическим проектом для России. Благодаря своим уникальным техническим характеристикам ледокол способен обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути, что придаст новый импульс развитию этого логистического проекта», – поясняет член комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭКа ТПП России Рустам Танкаев.

Дорогой путь

Совокупные инвестиции в проект Северного морского пути до 2024 г. могут превысить 1 трлн руб.,
говорил в апреле вице-премьер Максим Акимов, около 400 млрд из этой суммы – государственные деньги

Северный морской путь – самый короткий морской транзитный коридор между Северной Европой и бурно растущим Азиатско-Тихоокеанским регионом. Время в пути (по сравнению с нынешним маршрутом через перегруженный, а потому дорогой Суэцкий канал) сокращается на пару недель, что экономит грузоотправителям тонны топлива.

Но сейчас навигация по Севморпути возможна только 2–4 месяца в году: существующие ледоколы либо вовсе не способны проходить арктические льды в зимний период, либо не могут делать это достаточно быстро. «В результате скорость проходки судов снижается, увеличивая время доставки груза, а значит, экономический смысл такого транспортного коридора нивелируется», – отмечает Танкаев.

Создать в России современный ледовый флот, ледоколы нового поколения, способные обеспечить не только круглогодичную навигацию среди льдов Севморпути, но и экономически эффективную скорость проходки, поручил президент Владимир Путин. «Ключом к развитию русской Арктики, регионов Дальнего Востока станет Северный морской путь. К 2025 г. его грузопоток возрастет в 10 раз до 80 млн т. Наша задача – сделать его по-настоящему глобальной, конкурентной транспортной артерией», – говорил глава государства в послании Федеральному собранию в 2018 г.

Строительство «Лидера» планируется начать в 2020 г. на судоверфи «Звезда». Ее по поручению Путина строит в Приморском крае консорциум инвесторов во главе с «Роснефтью».

будет работать на «Звезде» к 2024 г. Для них планируется построить более 5000 квартир в шести микрорайонах.

Сейчас на всех предприятиях «Роснефти» на Дальнем Востоке работает около 12 200 человек

«Звезда» обойдется в 202 млрд руб., говорил вице-премьер Юрий Борисов, и станет крупнейшим и самым современным судостроительным предприятием России. Поэтапный ввод в эксплуатацию всего комплекса производств «Звезды» будет завершен к 2024 г. В год верфь будет обрабатывать до 330 000 т металла. «Благодаря уникальному технологическому оснащению на верфи применяется метод крупноблочного судостроения, что позволяет одновременно строить на верфи и спускать на воду несколько судов и объектов морской техники массой до 40 000 т», – рассказывает представитель судоверфи.

До 2035 г. на «Звезде» планируется произвести 178 судов и единиц морской техники, в том числе ранее не производившихся в России из-за низкой технологической оснащенности российских верфей. На «Звезде» же применяется уникальное оборудование, которое позволило судоверфи значительно расширить производственную линейку: это два крана типа «Голиаф» грузоподъемностью 1200 т, транспортно-передаточный док «Вымпел» грузоподъемностью 40 000 т для спуска на воду судов длиной до 300 м и шириной до 51 м.

«Звезда» – первая в России верфь крупнотоннажного судостроения, способная удовлетворить потребности российских заказчиков в строительстве морской техники для обеспечения добычи природных ресурсов на континентальном шельфе страны и освоения Арктики», – говорит Танкаев.

«Звезда» может не только стать локомотивом для развития экономики Дальнего Востока, но и придать импульс для развития смежных отраслей, что окажет мультипликативный эффект для всей российской промышленности, считает экономист Михаил Делягин. «Показательным в этом смысле является пример Южной Кореи. Еще в начале 70-х гг. прошлого века там строили лишь небольшие рыболовецкие суда. Но благодаря поддержке государства в стране за короткий срок удалось создать современную судостроительную отрасль – лидера мирового рынка. Сегодня доля корейских корабелов в сегменте наиболее дорогих и высокотехнологичных судов достигла 60%. Развитие судостроения потянуло за собой развитие смежных отраслей: металлургии, химической промышленности, приборостроения, электроники», – говорит эксперт.

Экономический эффект от строительства верфи регион ощущает уже сегодня, уверен генеральный директор «Звезды» Сергей Целуйко. «Уже на современном этапе созданы тысячи новых рабочих мест, привлечены передовые технологии и компетенции. Проект способствует развитию промышленности и науки, дает мультипликативный эффект для экономики всей страны», – говорит он. По прогнозам «Роснефти», сумма налоговых отчислений только по резиденту ССК «Звезда» в бюджеты всех уровней за 20 лет составит более 300 млрд руб. &