Остров технологий

На шельфе Сахалине пробурены девять из 10 самых протяженных горизонтальных нефтяных скважин в мире
Александр Семенов / ИТАР-ТАСС

16 ноября 2017 г. «Роснефть» объявила: оператор проекта «Сахалин-1» – компания «Эксон нефтегаз лимитед» – завершил бурение самой длинной скважины в мире. Ее длина с месторождения Чайво – 15 км, она пробурена в основном горизонтально (14 129 из 15 000 м отходят от вертикального ствола). Скважину на шельфе о. Сахалин в Охотском море бурили с помощью морской ледостойкой добывающей платформы «Орлан». Она весит больше 70 000 т, имеет площадь 110 х 110 м и может выдерживать волны до 13 м. «Бурение скважины на суше стоит от $20 млн до $50 млн, на шельфе скважина в 15 км может обойтись в $100 млн», – оценивал в 2017 г. аналитик «Сбербанка CIB» Валерий Нестеров.

«Наши стратегические перспективы – колоссальные запасы шельфа», – говорил главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин в 2017 г. Площадь российского шельфа – самая большая в мире: свыше 6 млн кв. км – это почти как две площади Индии. «Роснефть» – крупнейший держатель лицензий на участки континентального шельфа: в акваториях арктических, дальневосточных и южных морей их у нее 55. Ресурсы углеводородов по этим участкам оцениваются в 41 млрд т нефтяного эквивалента (все запасы российского шельфа WMT Consult оценивает примерно в 100 млрд т).

лицензий на российском шельфе

принадлежат «Роснефти» и «Газпрому». По закону о недрах претендовать на лицензии на шельфовые месторождения могут только подконтрольные государству компании, имеющие как минимум пятилетний опыт работы на шельфе. Сейчас этим критериям соответствуют две компании

«Сахалин-1» – один из крупнейших и старейших шельфовых проектов в России. Его реализация началась в 1995–1996 гг. по соглашению о разделе продукции. Оператор проекта – компания «Эксон нефтегаз лимитед», в которой по 30% акций принадлежит американской ExxonMobil и японской Sodeco, по 20% – «Роснефти» и индийской ONGC. Это также один из крупнейших проектов, который реализуется с прямыми иностранными инвестициями, и один из самых выгодных для государства: накопленный объем налоговых поступлений от «Сахалина-1» уже превысил 800 млрд руб. (из них более 320 млрд – в бюджет Сахалинской области), а до конца реализации проекта (2055 г.) он принесет в госказну более 6 трлн руб., говорил Сечин.

Район разработки проекта включает в себя три месторождения в Охотском море – Одопту-море, Чайво и Аркутун-Даги. Эти месторождения были открыты в 1977, 1979 и 1989 гг. Объем доказанных запасов на проекте, по подсчетам PRMS, DeGolyer & MacNaughton, оценивается в 313,4 млн баррелей нефтяного эквивалента, возможные запасы газа – 21,3 млрд куб. м. В 2018 г. на проекте добыто нефти и конденсата более 11,6 млн т, потребителям поставлено почти 2,5 млрд куб. м газа. Всего же за время работы «Сахалина-1» здесь было добыто свыше 114 млн т, по данным «Роснефти».

У нефти, которая добывается на Сахалине, есть собственная марка – Sokol.

Этот продукт по качеству выше, чем традиционный для России сорт Urals, получаемый смешиванием нескольких сортов. Sokol – более легкая нефть, у нее ниже вязкость, ее плотность – 37,9 градуса API, содержание серы – не выше 0,23%. «Благодаря этим показателям в процессе переработки получается больше нефтепродуктов – бензина и керосина. То есть фактически этот сорт нефти получается дешевле для переработчиков», – объясняет управляющий партнер WMT Consult Екатерина Косарева. Нефть Sokol отгружается с нефтеналивного терминала «Сокол», расположенного в 5,7 км к востоку от Де-Кастри. Зимой путь, по которому идут поставки, покрывается льдом. Поэтому для обеспечения круглогодичных поставок были куплены специальные укрепленные танкеры Aframax и арендованы ледоколы. Стоимость Sokol привязана к ближневосточной Dubai Crude, торгуется с наценкой к этому сорту нефти.

Сахалинский газ

В рамках проекта «Сахалин-1» обсуждалось строительство СПГ-завода на юге Сахалина. Если этот проект будет реализован, он может стать вторым на острове заводом по сжижению газа (после открытого в 2009 г. завода проекта «Сахалин-2»). Сжиженный газ удобнее поставлять, и он не требует такой огромной и дорогостоящей инфраструктуры, как обычный природный газ, поставляемый по газопроводам. На полуостровах Ямал и Гыдан уже принят комплексный план развития производства СПГ и введен особый налоговый режим для новых морских месторождений, обнулены экспортные пошлины для СПГ и НДПИ в Арктике для добычи газа, направляемого на сжижение. Благодаря полученным налоговым льготам проект «Ямал СПГ» (СП компании «Новатэк» и ее французских и китайских партнеров) стал драйвером развития сектора сжиженного газа. Минвостокразвития РФ готово оказать поддержку и проекту «Роснефти» «Дальневосточный СПГ». Глава министерства Александр Галушка говорил о готовности включить проект в режим ТОР (территория опережающего развития). Кроме того, министерство предлагает внести поправки в Налоговый кодекс РФ с целью освобождения от налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых инвесторов, которые реализуют крупные производственные проекты на Дальнем Востоке.

Добыча на «Сахалине-1» будет продолжаться, по планам, до 2040–2050-х гг. Из-за сложности проект осуществляют в несколько этапов. Первая стадия – добыча на месторождениях Чайво и Одопту-море. Основными производственными объектами на этом этапе стали буровая установка «Ястреб» (она позволяет бурить наклонно-направленные скважины под морским дном длиной до 10 км) и платформа «Орлан», береговые буровые площадки, береговой комплекс подготовки продукции и система трубопроводов с нефтеотгрузочным терминалом в пос. Де-Кастри.

/Роснефть

В 2014 г. на «Сахалине-1» была введена в эксплуатацию морская буровая платформа «Беркут». Ее вес – более 200 000 т, эксперты тогда оценивали ее как крупнейшую в мире. Сегодня используются и более крупные платформы – вплоть до 1 млн т и даже больше, говорит Косарева, но обычно вес платформ начинается примерно от 1000 т.

«Подобные уникальные технологии, которые используются на проекте «Сахалин-1», не представлены нигде в мире. И это в первую очередь из-за того, что подобных углеводородных запасов и даже такой структуры запасов нет нигде», – полагает Косарева. Однако некоторые эксперты считают, что технологические проблемы осложняют освоение арктического шельфа и других подобных проектов, в том числе увеличивают их стоимость. Важнейшим фактором повышения рентабельности нефтегазовых проектов на шельфе Арктики является импортозамещение. &