Партнер проекта:
Авито

Доски объявлений и суперприложения против рекламной слепоты

Какие технологии помогают «Авито» искать офисы для новой экономики
Евгений Разумный / Ведомости

Ручной труд в новой экономике превращается либо в архаизм, либо в роскошь. Машины берут на себя рутинные функции, а искусственный интеллект (ИИ) претендует на роль помощника предпринимателя, помогая анализировать большие данные и находить нестандартные решения сложных проблем. С помощью ИИ доски объявлений, или классифайды, становятся эффективным инструментом для адресного общения бизнеса с потенциальными клиентами.

Дом для новой экономики

Россия перестала быть сверхиндустриализованным государством – подавляющее число граждан сейчас занимается умственным трудом, а не физическим, как это было в начале века. Лишь 38% работающих жителей страны относятся к категории рабочих, т. е. синих воротничков; в 2000 г. таких было почти 50%, говорится в докладе Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ «Профессии на российском рынке труда». По данным исследования, сельское хозяйство с 2000 г. потеряло 40% работников, промышленность – 18%, а сфера деловых услуг, напротив, выросла в 1,5 раза. В строительстве за тот же период начало работать на 65% больше людей, а в финансах – почти в 2 раза.

Новой экономике, построенной на интеллектуальном труде, нужна инфраструктура – в том числе офисы. Рекорд по объему сделок на рынке офисной недвижимости Москвы поставлен в 2018 г. – в столице продали и сдали в аренду 2 млн кв. м, отмечают консультанты в сфере недвижимости Cushman & Wakefield. Весь столичный рынок офисов они оценивают в 17,2 млн кв. м. За три квартала 2019 г. уровень спроса на офисные площади оказался на 200 000 кв. м больше результатов за аналогичный период прошлого года и достиг 1,56 млн кв. м, подсчитали исследователи.

Как сервис объявлений ищет покупателей и защищает их от злоумышленников

✦ Машинное обучение
Для сервиса персональных рекомендаций «Авито» использует машинное обучение: система анализирует поисковые запросы посетителя и выдает ему персональные рекомендации, в том числе из смежных областей. Благодаря тому что в рекомендациях человек видит то, что ищет и о чем задумывается, сервис генерирует значительную долю переходов.

✦ Компьютерное зрение
Для более точного поиска по товарам «Авито» использует технологию распознавания фотографий. Она работает как при загрузке объявления о продаже, так и при поиске товара по фотографии. После загрузки изображения система анализирует его и автоматически подбирает для товара категорию, наименование или модель. Аналогичная технология применяется для модерации объявлений.

✦ Мессенджер
Мессенджеры используют для обмена сообщениями между пользователями системы для заказа и оплаты товаров. Если товар отправляется с доставкой, то при изменении статуса заказа пользователю в мессенджер приходит сообщение. Если пользователь бронирует проживание онлайн, то и он, и арендодатель получат сообщения о брони, оплате, времени и дате заселения.

✦ Модерация
ИИ используется на «Авито» для модерации контента – значительная часть объявлений проверяется автоматически. Алгоритмы распознают картинки, текст, категорию и помогают отсеять некорректные объявления. Люди же включаются в процесс, когда система не уверена, как поступить с объявлением.

В Москве высокий спрос на офисы сопровождается нехваткой предложения. По данным глобального исследования Cushman & Wakefield «Office Outlook 2020», российская столица сильно отстает от европейских мегаполисов по обеспеченности офисными площадями. На одного москвича приходится около 2 кв. м офисного пространства против 16 кв. м во Франкфурте и 14 кв. м в Осло и Мюнхене. Повышенным спросом пользуются качественные современные здания. Именно такие площадки становятся важным инструментом в битве за таланты, говорится в обзоре. Работодатели стремятся создать рабочую экосистему, в которой сотрудники могут с удовольствием добиваться высоких результатов без лишнего стресса. На первый план выходят гибкие, высокотехнологичные, продуманные и очень комфортные офисы, подчеркивают авторы исследования.

/Максим Стулов / Ведомости

Умный риэлтор умного города

Интернет-сервисы позволяют подобрать недвижимость с любыми параметрами и в любой точке мира, не выходя из дома; оплата при этом производятся через сеть и позволяет экономить комиссионные расходы, говорилось в «Атласе новых профессией», подготовленном Московской школой управления «Сколково». В этой ситуации риэлторам потребуются новые навыки и умения.

Умные машины к 2030 г. будут обеспечивать 67% взаимодействий с потребителями, прогнозируют исследователи Futurum Research. В их отчете о тенденциях в поведении людей и эволюции технологий говорится, что в будущем общаться с потребителями будут интеллектуальные автоматические системы: чат-боты станут отвечать на вопросы, приложения дополненной реальности – показывать, как будет смотреться одежда на фигуре или новая мебель в квартире. Люди станут чаще пользоваться умными помощниками, чтобы управлять домашней техникой и делать покупки.

Лидер российского рынка классифайдов по аудитории – «Авито» размещает около 200 млн уникальных объявлений в год. За 2018 г. примерно 1,2 млрд потенциальных клиентов посмотрели объявления на сайте 400 млрд раз.

«Помимо частных продавцов на классифайдах размещают предложения и представители бизнеса (в том числе агенты, брокеры, девелоперы, представители собственников коммерческой недвижимости или их управляющие структуры): они понимают, что на таких ресурсах самая высокая концентрация аудитории, нацеленной на покупки. Благодаря этому классифайды генерируют больше сделок, чем многие другие каналы продаж, по привлекательной цене в расчете на сделку», – отмечает управляющий директор «Авито Недвижимости» Иван Дубровин. Для малого бизнеса это хорошая стартовая площадка, для крупного – недорогой канал продаж. База коммерческой недвижимости на «Авито» насчитывает 230 000 актуальных предложений, а аудитория – 3 млн посетителей страниц в месяц. Половина трафика на сайт приходит с мобильных устройств.

/Андрей Гордеев / Ведомости

Один против хаоса

Доступный и удобный мобильный интернет кардинально изменил механику взаимодействия людей с информацией. Смартфоны победили стационарные компьютеры еще в 2017 г. Тогда совместное исследование РАЭК, OC&C Consulting и Google показало, что жители городов предпочитают мобильные устройства для выхода в интернет: 65% используют смартфоны и только 53% выходят в сеть с десктопа. Аудитория рунета, по данным MediaScope, – 95,7 млн человек, или 78% населения России. 88% этой аудитории выходит в сеть с мобильных. Причем люди используют при этом не интернет-браузер, а мобильные приложения.

Аудитория популярных приложений вдвое превосходит аудиторию, заходящую на те же сайты через браузеры. Например, десктопными версиями сайтов VK.com и Sberbank.ru пользуются 35,8 млн и 19,9 млн человек соответственно, а их мобильными приложениями – по 54 млн человек, свидетельствуют данные MediaScope.

Конкурировать за внимание потенциальных арендаторов или покупателей коммерческой недвижимости в эпоху господства мобильного интернета девелоперам становится все сложнее, рассуждает Дубровин.

Обратная сторона широкого выбора и обилия информации в новой экономике – цифровой шум. В мире огромное количество мобильных приложений, из которых человек выбирает только самые важные. Попасть в их число – сложная задача для маркетолога. Ответом на несметное разнообразие сервисов для мобильных устройств стали популярные в Азии так называемые суперприложения, которые объединяют и выполняют одновременно множество функций. Они позволяют заказывать такси, доставку еды, покупать цветы или билеты в кино, записываться в салон красоты или к врачу, знакомиться, пересылать деньги и бронировать отели.

Идея суперприложения проста – создать одну точку входа вместо десятков других. В России о создании суперприложения первым объявил банк «Тинькофф». Вскоре об аналогичных планах заявили Сбербанк, Mail.ru Group (на базе соцсети «В контакте») и ВТБ (совместно с «Магнитом», Burger King и «Ростелеком»). «В гонке за внимание потребителя выигрывают те, кто имеет каждодневный доступ к аудитории и помогает посетителям решать разные задачи», – говорит Дубровин. На стороне крупных игроков – мощная техническая база, разработки в сфере машинного обучения и ИИ.

Владельцы коммерческой недвижимости встанут перед выбором – потратить деньги и время на разработку собственных суперприложений или сотрудничать с теми, у кого такие предложения уже есть и кто имеет доступ к огромной аудитории. Аудитория сервиса «Авито» – 48 млн человек. ИИ системы позволяет отслеживать шаблоны поведения пользователей и выдавать им подходящие рекомендации. «Через «Авито» продают и покупают яхты, ищут юристов для оформления сделок и разные товары для бизнеса. Таким посетителям может быть интересна офисная недвижимость, их можно вести на соответствующий раздел сайта», – объясняет Дубровин. &