Россия в центре креатива

В креативных индустриях в Москве работают почти столько же людей, сколько в промышленности
PhotoXpress

Творческие индустрии – это новая нефть для экономики страны, напоминает Игорь Намаконов, исполнительный директор комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по интеллектуальной собственности.

Объем креативного сектора мирового рынка с 2002 по 2015 г. вырос больше чем в 2 раза – с $208 млрд до $509 млрд, говорится в опубликованном в начале 2019 г. отчете Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). К креативной экономике ООН относит модную индустрию, кинематограф, дизайн, рекламные услуги, ремесла, музыку и другие отрасли, основанные на интеллектуальной деятельности.

В развитых странах доля креативных индустрий в ВВП может составлять до 9%, говорит генеральный продюсер анимационной студии Wizart (создатель мультфильма «Снежная королева 3: Огонь и лед», собравшего в мировом прокате свыше $14 млн) Юрий Москвин (его слова передала пресс-служба).

В России вклад креативных индустрий в экономику оценивается по-разному. Например, университет креативных индустрий Universal University оценивает этот вклад (без учета IT) как 0,5% российского ВВП (т. е. около 500 млрд руб., если исходить из оценки Росстата). А InforMedia – почти в 3 трлн руб. в 2018 г. (с учетом изобразительного искусства, СМИ, издательств, ТВ, интернет-рекламы, туризма, видеоигр и т. д. – коммерческих доходов и бюджетных средств). Причина в том, что это понятие не закреплено законодательно, у индустрий нет единого регулятора, единодушны опрошенные эксперты.

Станислав Наумов

руководитель секретариата Делового совета ЕАЭС, президент Российской ассоциации по связям с общественностью:
«Креативные индустрии нужно продвигать согласованно в рамках Единого экономического пространства. Для креативных индустрий, деятельность которых во многом носит цифровой характер, а добавленная стоимость создается интеллектуальным и творческим трудом, важен масштабный рынок, и только России им мало. Поэтому нужно разрабатывать наднациональные нормы и регулирование, а бизнесу нужен единый партнер по переговорам на наднациональном уровне. В этом направлении движется и Евросоюз: консолидация европейского креативного рынка ориентирована именно на сотрудничество между странами.
Начать продвижение в Едином экономическом пространстве нужно с понятных индустрий – например, с кинематографа. На этом рынке есть потребители, инфраструктура, коммерческий потенциал и желание кинематографистов выходить на другие рынки».

Во многих странах есть государственные программы в этой области, отмечает представитель центра дизайна Artplay Наталия Рубина. В Норвегии есть программа финансирования творческой экономики Innovation Norway, в Финляндии – стратегия разработки для предпринимательства в секторе творческих индустрий, Дания сфокусировалась на творческом образовании, приводит она примеры. Россия сегодня больше ориентируется на сырьевую отрасль, поэтому творческие индустрии пока не стали полноправным сектором экономики, считает она.

Москва – творческая столица

В Москве в креативной индустрии работает 0,5 млн человек, это 14% от всех занятых в этой сфере в стране, сообщил в апреле 2019 г. на встрече с руководителями и собственниками столичных творческих пространств мэр столицы Сергей Собянин (цитата по сайту mos.ru). Для сравнения: в среднем в творческих отраслях работает от 2 до 8% от общей численности экономически активного населения страны, указывали эксперты ООН. Креативная индустрия, по словам Собянина, уже практически догнала по своим объемам и по числу работающих «обычную, классическую» промышленность Москвы, в которой работает около 600 000 человек.

Доля креативного сектора в валовом региональном продукте Москвы составляет 9,5%, подсчитал Аналитический центр при правительстве России (на эту информацию ссылается портал mos.ru). Это в разы выше, чем в целом по стране.

В Москве больше, чем в любом другом городе страны, развита инфраструктура креативной индустрии, объясняет Намаконов. Динамика роста креативной экономики в Москве выше, чем в Нью-Йорке, Лондоне и Сеуле, отмечает Екатерина Черкес-Заде, директор университета креативных индустрий Universal University (передала через пресс-службу). Ежегодная динамика роста – от 20% в год, в среднем по миру – около 14%, сообщал портал мэра и правительства Москвы.

Креативная индустрия Москвы сосредоточена в творческих пространствах. В городе есть компании, кластеры, образовательные институты, но пока не хватает четкой политики по поддержке творческих индустрий, говорит директор ЦТИ «Фабрика» Ася Филиппова (передала через пресс-службу). Впрочем, первый шаг сделан, признает она. Творческие пространства получат статус креативных технопарков, а вместе с ним льготы и субсидии, обещал Собянин на встрече с руководителями и собственниками столичных творческих пространств в апреле 2019 г. За образец предполагается взять систему поддержки инновационного производства, говорится на сайте mos.ru. Эта система предполагает, например, субсидии на участие в мероприятиях по продвижению продукции или субвенции на выполнение инновационных проектов. Статус креативных технопарков поможет привлечь инвестиции для модернизации креативных площадок и позволит создавать новые пространства. Развитие общественных пространств – уже стандарт крупных городов, но до сих пор этот вопрос был вне поля зрения столичных властей, признал Собянин.

/ЦТИ «Фабрика»

Индустрия ждет эти изменения. Творческие индустрии ежегодно отвоевывают все большие пространства, осваивая ранее неуютные и заброшенные здания в промышленной зоне Москвы: бывшие заводы превратились в креативные кластеры, где бизнес, творчество и образование взаимодополняют друг друга, говорит Рубина.

IP Week 2020

С 20 по 26 апреля 2020 г. в Москве пройдет IP Week, крупное мероприятие для участников мирового рынка интеллектуальной собственности и ведущих представителей креативных индустрий, бизнес-сообщества, национальных и международных регуляторов. Этот формат придет на смену традиционным Дням интеллектуальной собственности. Идеологи события – Министерство экономического развития, Фонд «Сколково», Ассоциация IPChain, Skolkovo Legal, коммуникационный бренд IPQuorum, Евразийская конфедерация обществ правообладателей, Федерация интеллектуальной собственности, Российский союз промышленников и предпринимателей.
Антон Пушков, управляющий партнер Центра интеллектуальной собственности «Сколково»: «Организаторы Digital IP & IPQuorum представят 3-й Международный стратегический форум по интеллектуальной собственности «Как цифровое взаимодействие индустрий создает пространство роста» (How digital interaction between industries creates space for growth), который состоится 20–21 апреля 2020 г. в Инновационном центре «Сколково». Ключевая повестка – кросс-индустриальное взаимодействие различных направлений науки и техники для создания новейших результатов интеллектуальной деятельности, воплощенных в продуктах, товарах и услугах. К наиболее востребованным направлениям относятся искусственный интеллект, большие данные, нейронные сети, виртуальная и дополненная реальность, блокчейн, машинное обучение».
Максим Прокш, советник председателя правления Фонда «Сколково» по вопросам интеллектуальной собственности, председатель правления IPChain: «3-й Международный стратегический форум по интеллектуальной собственности объединит известные международные выставочно-форумные площадки: Международный стратегический форум по интеллектуальной собственности IPQuorum, организуемый Ассоциацией IPChain, и Международную конференцию «Цифровая трансформация» Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент)».

В государственном секторе развитие креативных индустрий (традиционно именно государство – основной инвестор в культуру и финансирует из бюджета деятельность большинства театров, музеев и библиотек в России. – «Ведомости&») находится в самом начале пути, говорит Павел Хлопин, директор культурного центра ЗИЛ (передал через пресс-службу). Учреждения культуры внедряют новые механизмы, но их инфраструктура в целом требует серьезной модернизации, говорит Хлопин.

Нужны дальнейшие шаги, поскольку именно в интеллектуальной собственности кроется важный источник роста и инноваций, говорит Филиппова.

Стимул для творчества

Ценность креативных индустрий для российской экономики будет только расти, говорит Дмитрий Кулиш, профессор «Сколтеха», доктор биологических наук и ангел-инвестор. Они не только способствуют привлечению иностранного капитала в Россию и увеличению дохода, но и формируют позитивный имидж страны на мировой арене, говорит Москвин.

Интеллектуальная собственность помогает увеличивать добавленную стоимость продуктов и услуг. По данным Ассоциации IPChain, доля интеллектуальной собственности составляет до 10–15% от цены реализуемой продукции. При этом интеллектуальная собственность (патенты на изобретения и промобразцы, товарные знаки, топологии интегральных микросхем и другие объекты) повышает капитализацию активов компаний на 30–50%.

В ближайшее время интеллектуальная собственность станет одним из основных активов для бизнеса и главным фактором конкурентоспособности государств, говорит руководитель практики интеллектуальной собственности адвокатского бюро КИАП Елена Буранова.

Современный подход к защите интеллектуальных прав должен отвечать реалиям цифровой эпохи, уверен председатель правления Российского авторского общества Максим Дмитриев: «Сегодня мир идет по пути экономики платформ и автоматизированных сервисов. Эту же практику имеет смысл внедрять в сфере гражданского оборота охраняемых объектов, в том числе в области защиты интеллектуальных прав. У правообладателя должна быть возможность оперативно депонировать творческие продукты, фиксировать или передать права в такой системе, где все данные о транзакциях будут оставаться неизменными, при этом избегая издержек, связанных с посредничеством государственных институций или нотариата. Запись в блокчейне в этом смысле представляется одним из наиболее эффективных инструментов. На базе системы распределенных реестров можно выстроить любые сервисы, в том числе по борьбе с пиратством. Так, сервис n’RIS позволяет зафиксировать нелегальное появление объекта интеллектуальных прав на любых платформах и даже в автоматическом режиме отправляет претензии администраторам соответствующих ресурсов».

/Евгений Разумный / Ведомости

Хочется надеяться, что государству удастся найти правильный баланс, чтобы институт защиты интеллектуальной собственности излишне не ограничивал инновационные компании в разработке новых технологий, но и не содержал пробелов правового регулирования, потому что именно сбалансированное регулирование новых технологий как раз и может позволить нашей стране сделать необходимый рывок в экономике, говорит Антон Черных, руководитель практики консультирования по вопросам интеллектуальной собственности KPMG в России и СНГ.

Индустрия на экспорт

Без защиты интеллектуальной собственности невозможно нарастить экспорт креативной высокотехнологичной продукции, а ведь это одно из важнейших условий устойчивого развития российской экономики, говорит руководитель проекта по интеллектуальной собственности Российского экспортного центра (РЭЦ) Олег Дьяченко (передал через пресс-службу). Российские компании редко защищают свои изобретения за рубежом, констатирует он.

Чтобы этого избежать, с конца 2016 г. работает госпрограмма компенсации затрат на охрану интеллектуальных прав за рубежом (ею управляет РЭЦ, он собирает заявки от претендентов, которые потом согласовывает Минпромторг). Российские компании могут компенсировать затраты по оплате пошлин (100%) и стоимость услуг патентных поверенных (70%) при регистрации за рубежом изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и товарных знаков. За время действия программы в РЭЦ подано 363 заявки на 428,86 млн руб. Из них одобрено Минпромторгом с учетом заключения РЭЦем 248 заявок (68,3%) от 224 организаций на общую сумму 300 млн руб. Более 60% одобренных заявок (149) поступило от субъектов малого и среднего предпринимательства, указывает РЭЦ.

/Pixabay

С 2020 г. можно будет также компенсировать затраты, связанные с международной регистрацией промышленных образцов и регистрацией исключительного права на наименование места происхождения товара.

Но теперь недостаточно просто получить патент или свидетельство на товарный знак. В течение трех лет нужно поставить продукцию или заключить лицензионный договор, причем сумма контракта должна превышать сумму субсидии не менее чем в 5 раз для малого и среднего предпринимательства и в 15 – для остальных организаций, сообщил РЭЦ.

Развитие экспорта интеллектуальной собственности напрямую зависит от того, будет ли производителям высокотехнологичной продукции гарантировано получение системной правовой поддержки, заявил президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский. «Если мы говорим о компенсации затрат при международной регистрации исключительного права на объект, то у нас есть возможность сделать эти выплаты полностью прозрачными при помощи записи в распределенных реестрах. Сегодня любой лицензионный договор может быть зарегистрирован буквально в один клик, причем правообладателю и лицензиату потребуется минимальное участие в этом процессе. Электронные сделки, записанные в блокчейне, доступны всем узлам сети, в данные об объектах нельзя внести изменения, записи невозможно удалить. Если РЭЦ станет одним из узлов сети IPChain, процессы, связанные с заявками и компенсациями, могут быть в значительной мере автоматизированы», – сказал эксперт. &