Евгения Дорофеева: «Нужен понятный инструмент защиты интеллектуальной собственности»

Гендиректор Prophet о том, как СМИ и новым медиа защитить свой главный актив
Личный архив

Недавно сложно было представить, что пользователи социальных сетей смогут влиять на общественное мнение наравне со СМИ. Но с развитием технологий трансформируется и облик рынка медиа: за внимание аудитории борются уже журналисты, блогеры, авторы пабликов «ВКонтакте» и Telegram-каналов.

В декабре мы провели опрос среди представителей СМИ и нью-медиа, который показал, что вопросы защиты интеллектуальной собственности для них стоят не менее остро, чем для инновационного бизнеса, научного и креативного сообщества.

Копирование материалов без ссылки на источник информации стало обыденностью для российских медиа, и это лишь один из десятка вопросов, требующих решения, в том числе с правовой точки зрения.

В правовом поле пока не создано достаточно условий, при которых медиа и пользователи социальных сетей могли бы правомерно размещать на своих ресурсах контент, который им не принадлежит.

Также представители медиа говорят о том, что в отличие от зарубежного законодательства в российском нет понятия «редакционное использование» (editorial use, доктрина fair use) – добросовестного использования произведения без получения разрешения владельца авторских прав до тех пор, пока оно способствует «прогрессу науки и полезных искусств».

Не менее остро стоит вопрос о возможности освобождения СМИ от ответственности при неполучении разрешений авторов или правообладателей при оперативном освещении общественно значимых событий (происшествия, теракты, забастовки, митинги и проч.), а также ситуаций, связанных со смертью публичных личностей, в том числе при невозможности или неправильном указании имени автора контента.

Во взаимоотношениях между изданиями и бизнесом тоже назрели темы для обсуждения. В основном они касаются размещения текстов, интервью и рекламных публикаций, для которых предоставляется контент с неочищенными правами, непроверенная или не соответствующая действительности информация. Ответственность за использование такого контента несет СМИ.

/Pexels

Зачастую СМИ сталкиваются со сложностями в получении разрешения на использование в материалах объектов интеллектуальной собственности – фото, видео, аудио, товарных знаков, визуальных элементов фирменного стиля.

Еще одна проблема – эмбарго для СМИ на эксклюзивное распространение информации об объектах интеллектуальной собственности.

Говоря об интеллектуальной собственности, некоторые медиа затрагивают и косвенную проблематику. В частности, отмечают то, что уже назрела необходимость закрепить на российском рынке медиа понятие модельного релиза (model release) – получения разрешения на использование изображений граждан.

Есть еще несколько аспектов, которые требуют внимания.

Развитию цивилизованной культуры обращения с правами могло бы способствовать введение в основную образовательную программу вузов, готовящих журналистов и медиаменеджеров, курса по интеллектуальной собственности.

Немаловажным видится и создание удобной технологической инфраструктуры для медиа и нью-медиа, которая бы позволяла не только своевременно фиксировать возникновение объектов интеллектуальной собственности и закреплять права, но и отслеживать их дальнейший жизненный цикл.

Безусловно, подобные технологические решения уже существуют. Вопрос в формировании культуры использования данного инструментария в медиасреде.

Развитие технологической базы позволит усовершенствовать такой важный инструмент для медиа, как «высокочувствительный мониторинг» цифровой среды, на выявление нелегального использования контента.

Это очень небольшой срез той проблематики, которая стоит перед медиа и нью-медиа. Мы надеемся, что в будущем году совместно с коллегами из медиа мы начнем процесс урегулирования этих вопросов на системном уровне, и, в частности, вопрос будет вынесен на повестку комитета РСПП по интеллектуальной собственности. &

Автор – советник по маркетингу и PR Ассоциации IPChain, генеральный директор Агентства комплексных коммуникационных решений Prophet