Цифровой девелопмент: тренд на прозрачность

Какие инструменты помогают девелоперам развивать бизнес в любых обстоятельствах
Группа Самолет

Современные технологии позволяют оцифровать практически весь процесс девелопмента – от выбора перспективной площадки для нового проекта и получения разрешения на строительство до контроля подрядчиков и непосредственно продаж новостроек. Степень цифровизации, а значит, прозрачности растет на рынке недвижимости с каждым годом. Вместе с ней повышаются эффективность управления проектами, скорость и качество строительства. Эксперты рынка недвижимости рассказали «Ведомости&» о прогрессивных цифровых практиках.

От цифр к стройке

В Москве взаимодействие девелоперов с властями давно происходит онлайн. С момента получения градостроительного плана земельного участка все услуги застройщик получает в электронном виде и у каждой – регламентный срок исполнения, рассказала «Ведомости&» председатель правления Ассоциации инвесторов Москвы Любовь Цветкова. В частности, на портале mos.ru работают личные кабинеты застройщиков для обмена документами, подачи заявлений и запросов. «Мы подаем заявления на получение разрешений на строительство через личные кабинеты. На рассмотрение заявок уходит в среднем 12 дней, в планах – снизить этот срок до пяти дней», – рассказал председатель комитета «Опоры России» по строительству Дмитрий Котровский. По его словам, на бумаге эти процедуры занимали до полугода.

Повышение прозрачности бизнеса

Стимулирующее воздействие на цифровизацию стройотрасли оказал переход на проектное финансирование с использованием счетов эскроу с 1 июля 2019 г. Средства граждан, вложенные в приобретение жилья, хранятся на счетах эскроу. Воспользоваться ими застройщики смогут только после ввода объекта в эксплуатацию. Строительство при этом ведется за счет банковских кредитов, а застройщики обязаны соблюдать требования законодательства по предоставлению регулярной отчетности банкам в электронном виде.

Цифровые решения не только упрощают процесс взаимодействия застройщиков с инстанциями, но и оптимизируют бизнес, считает директор группы услуг компаниям сектора недвижимости и строительства компании EY Илья Сухарников. «Мы уже много раз сталкивались с ситуацией, когда застройщики отказываются от отдельных подразделений по работе с согласованиями – в условиях цифровой среды с такими задачами справляются буквально один или пара человек», – рассказывает он.

Цифровые технологии работают на снижение себестоимости проектов, сокращают время проектирования и строительства, исключая коллизии на площадках, рассказал «Ведомости&» директор по развитию цифровых продуктов группы «Самолет» Павел Гуштюк. Например, использование так называемого информационного моделирования здания (BIM – Building Information Model), в основе которого лежит проектирование стройобъекта как единого целого, позволяет снижать сроки инвестиционной фазы проекта до 40%, а срок самого строительства – до 15–30%, подсчитал генеральный директор Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК), эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Николай Алексеенко. «За подобными технологиями будущее, они позволяют существенно повысить рентабельность строительных компаний», – уверен он.

Цифровые взаимоотношения с партнерами

Цифровизация строительной площадки у группы «Самолет» проходит по трем направлениям: сроки, стоимость работ и качество, рассказывает управляющий директор компании Андрей Иваненко. По его словам, с помощью технологий компьютерного видения компания ведет учет машино-времени и количества рабочих, контролирует безопасность на стройплощадке. В ближайших планах «Самолета» – создание пилота по ежедневной оптимизации заданий для рабочих по отделке и инженерным работам. Подобные инициативы способствуют уменьшению трудозатрат на 25–30% и сокращению сроков работ на 1,5 месяца в среднем по объекту, говорит Иваненко.

Электронная экосистема стройотрасли

В России должно быть создано единое цифровое пространство стройотрасли, доступное органам власти, подрядчикам, государственным и частным заказчикам, сообщал Минстрой. В такую систему необходимо интегрировать все государственные и частные платформы, существующие в стране, считают в ведомстве.

Цифровые технологии позволяют выстроить прозрачные и оперативные коммуникации как внутри компании, так и с партнерами, считают в «Самолете». Так, разработанное группой мобильное приложение «Стройконтроль» устанавливается на телефоны и планшеты сотрудников подрядных организаций для контроля их деятельности. С помощью приложения инженеры при обходе отмечают сроки выполнения и качество работ, формируют акты. «Эта информация поступает в общую систему, что позволяет оперативно корректировать производственную программу, а также оплачивать счета подрядчиков», – рассказали «Ведомости&» в компании.

/PhotoXpress

С 2019 г. компания активно развивает продукт «Самолет Партнер», стартовавший с одной функцией – электронной торговой площадки. Там проводились все торги на строительно-монтажные работы и осуществлялся переход на электронный документооборот с партнерами, говорит директор по информационным технологиям группы «Самолет» Сергей Чурочкин.

«В 2020 г. мы перевели на эту площадку все закупки материалов и добавили еще дюжину функций. Основная среди них – система приема, согласования и трекинга этапов закрытия выполненных объемов работ и оплат по договорам с подрядчиками», – объясняет он.

Перспективы интеграции

В 2021 г. «Самолет» планирует выпустить полностью обновленную версию платформы «Самолет Партнер 2.0». Она будет интегрирована с другими внутренними системами и позволит, например, транслировать рейтинги поставщиков и подрядчиков из систем контроля строительства сразу на тендерные процедуры. Также она станет базой знаний по стандартам компании, рассказывает Чурочкин. По его мнению, эта платформа – большой шаг вперед в рамках тренда на полную прозрачность во взаимоотношениях с партнерами.

Инструменты цифровых коммуникаций в работе с партнерами и клиентами позволяют существенно оптимизировать временные затраты на многие непроизводственные задачи, рассказывает генеральный директор производства ламината и МДФ-плит «Kastamonu Россия» Али Кылыч. «Мы планируем интегрировать e-commerce систему для онлайн-покупок на нашем сайте, создать интерактивные мобильные приложения для визуализации и моделирования интерьеров, а также просмотра декоров нашей продукции в интерьере, – говорит Али Кылыч. – Также в планах – внедрить систему маркировки продукции QR-кодами, которые бы вели на интернет-страницу с описаниями и интерьерными фотографиями товаров».

В одно касание

Пандемия и связанные с ней ограничительные меры ускорили развитие в России онлайн-инструментов по продаже новостроек. В считанные недели инновационные технологии, которые казались долгосрочной перспективой, стали реальностью, говорит директор агентства недвижимости «Этажи» Ильдар Хусаинов. «За период карантина рынок совершил реальный прорыв в части цифровизации, ограничительные меры сработали как мощный катализатор развития и популяризации таких сервисов», – рассказал он «Ведомости&». И это только старт, в среднесрочной перспективе популярность онлайн-продаж будет увеличиваться вслед за глобальным мировым трендом, прогнозирует руководитель направления бизнес-аналитики CBRE Клавдия Чистова.

Уже сейчас вся цепочка продажи квартир – от формирования предложения до оплаты – возможна в онлайне без визитов в офис. Так, по статистике группы «Самолет», 50,5% покупателей новостроек используют как минимум четыре шага по заключению сделки в онлайне: бронирование квартиры, одобрение ипотечного кредита, «конструктор договоров» (инструмент для составления проектов договоров), электронная регистрация договора. Компания запустила онлайн-продажу квартир в 2019 г. в рамках стратегии цифрового развития.

/PhotoXpress

«Так как мы серьезно развиваем направление партнерских продаж, то почувствовали необходимость автоматизировать процесс работы с агентствами. Не найдя на рынке подходящего нам по функционалу продукта, решили разработать собственную платформу», – рассказала «Ведомости&» директор по развитию партнерских программ группы «Самолет» Алена Анцышкина. По ее словам, платформа «Самолет Агент» позволяет риэлторам подобрать подходящий запросам вариант, сформировать персональную презентацию, забронировать квартиру, апартаменты, машино-место или кладовую, пройти обучение. При разработке сервиса были учтены потребности риэлторов – в частности, личный кабинет позволяет зафиксировать покупателя за конкретным агентством, отметил в беседе с «Ведомости&» операционный директор системы онлайн-бронирования новостроек «Нмаркет.ПРО» Андрей Гарифуллин. За первый месяц работы к сервису присоединилось уже более 60 агентств, два десятка готовится к подключению. В планах – масштабирование сервиса в регионах России, рассказали в группе «Самолет».

Вместе с клиентами

Цифровые технологии «Самолета» доступны клиентам компании и после покупки квартир. Так, жители могут заказывать сервисы УК через смартфон, пользоваться тревожной кнопкой во дворе и другими услугами, рассказывает Иваненко. «В течение года мы внедряли в своих проектах информационно-коммуникационную платформу «Вместе.ру», которой сегодня пользуется уже больше половины жителей наших проектов: общаются, заказывают и оплачивают услуги управляющей компании, парковки и ЖКУ», – добавляет он.

Цифровые трансформации

В условиях пандемии онлайн-сервисы стали спасательным кругом и на рынке коммерческой недвижимости, считают опрошенные «Ведомости&» эксперты. Например, электронная площадка для проведения аукционов по коммерческой недвижимости группы «Самолет», по словам директора по продажам компании Кирилла Храпова, помогает сделать процесс приобретения коммерческой недвижимости более прозрачным, а продажи – открытыми. «В настоящий момент площадка запущена в качестве пилотного проекта, после его завершения через систему мы планируем реализовывать все коммерческие площади во всех проектах», – сообщил «Ведомости&» Храпов.

Для участия в аукционе нужно зарегистрироваться на площадке и внести обеспечительный платеж. Торги проводятся открыто и отталкиваются от базисной цены лота с пошаговым повышением цены. Побеждает участник, сделавший наибольшую ставку на момент окончания аукциона. С помощью электронной площадки также можно приобрести нежилое помещение онлайн. «Успех таких каналов продаж будет зависеть от прозрачности всех процедур, гарантий и репутации компаний-продавцов», – прокомментировала Чистова.

В ближайшее десятилетие российская стройотрасль сосредоточится на ускорении коммуникаций между участниками строительного рынка за счет цифровых решений и платформ, доля дистанционных сервисов будет расти, прогнозирует Алексеенко из РАСК. Россия находится только в середине пути в области цифровизации строительства, отмечает, в свою очередь, Сухарников. «Сейчас по всему миру вкладываются огромные средства в цифровые решения для строительной отрасли, и можно ожидать, что в ближайшем будущем все этапы строительного процесса будут цифровизированы», – прогнозирует он.