Как государство в связке с бизнесом помогает российской экономике развиваться в кризис

И как проекты государственно-частного партнерства способствуют импортозамещению
Кирилл Кухмарь / ТАСС

Проекты государственно-частного партнерства (ГЧП) позволяют бизнесу и государству нивелировать негативные процессы в экономике: стагнацию, дефицит товаров и пр., говорят эксперты. Такие проекты позволяют привлекать частных инвесторов и активизировать приток внебюджетных средств в развитие инфраструктуры, в том числе в импортозамещающие производства, появляются рабочие места и налоговая база. За счет чего ГЧП будет развиваться в сегодняшних реалиях и какие формы наиболее востребованы?

Импортозамещению в помощь

Вопросом импортозамещения Россия озаботилась в 2012 г. – оно стало одной из целей госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013–2020 гг. Но в 2014 г., после введения взаимных санкций России и стран Запада, задача импортозамещения распространилась и на другие отрасли: информационные технологии, машиностроение, фармацевтическую промышленность и пр.

С тех пор доля импорта в некоторых отраслях существенно сократилась. Речь в первую очередь о продовольствии. К концу 2021 г. доля импортных товаров в продовольственной рознице составила 25%, за последние восемь лет зависимость ритейла от зарубежных товаров снизилась на треть, подсчитала аналитическая служба международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Это произошло благодаря субсидированию производства продукции и субсидированию новых производств в отрасли, говорит первый вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов. Однако в некоторых стратегических отраслях – от текстильной и фармацевтической промышленности до автопрома и производства компьютеров – доля иностранной добавленной стоимости, по данным НИУ ВШЭ, превышает 50%. Отраслям, в которых импортозамещение не продвинулось далеко, в первую очередь IT-индустрии и машиностроению, нужна государственная поддержка, отмечает Чичканов.

Оживит отрасли

ГЧП может оживить множество заброшенной социальной и промышленной инфраструктуры, говорила Мария Ярмальчук, занимавшая тогда пост замдиректора департамента инвестиционной политики и развития ГЧП Минэкономразвития. К тому же такое партнерство помогает в развитии частного бизнеса: у проекта с господдержкой больше шансов на реализацию, он окажет поддержку как самому предприятию, так и смежным с ним, указывает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

Новые формы господдержки

С 2019 г. ЦБ разрешил негосударственным пенсионным фондам инвестировать в концессионные облигации без кредитного рейтинга при условии, что третьей стороной концессионного соглашения является субъект России.

В периоды кризисов на поддержание экономики ГЧП работает наиболее эффективно, согласен с ними Чичканов. На принципах ГЧП можно строить дороги, аэропорты, объекты социальной инфраструктуры и промышленные предприятия ряда сфер. В портфеле инфраструктурного финансирования на принципах ГЧП Газпромбанка, по собственным данным, проекты на 1,6 трлн руб. Среди них – «Обход Хабаровска», мост через Обь в Новосибирске, «Обход Тольятти», система взимания платы с большегрузов «Платон», Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге, поставка пассажирских вагонов для «Аэроэкспресса», аэропорт «Платов», а также несколько проектов в Московской области, включая третий, четвертый, пятый участки ЦКАД, онкорадиологические центры и мусоросжигающие заводы по технологии waste-to-energy.

«Взять хотя бы региональные проекты, в том числе такие, которые подразумевают импортозамещение с учетом освобождающегося рынка. Думаю, они будут высоко востребованы инвесторами. Государственный бюджет увеличивает расходы на инфраструктуру, и мы рассчитываем, что дополнительные ресурсы будут направлены на нивелирование увеличивающейся стоимости внешнего финансирования. На фоне ожидания снижения ключевой ставки ЦБ к концу года и возвращения инфляции к таргетированным значениям кредитование на основе ГЧП станет для банков часто применяемым инструментом», – отмечает Чичканов.

Новые формы

Одна из самых распространенных и востребованных форм ГЧП – это концессии. Так, согласно впервые опубликованным данным Минэкономразвития, на начало 2020 г. в России было подписано порядка 3100 концессионных соглашений общим объемом инвестиций более 1,7 трлн руб., из которых 1,2 трлн – средства инвесторов. В том же отчете сказано, что Россия будет испытывать ежегодную нехватку инвестиций в инфраструктурные объекты с 2020 по 2040 г. порядка 1,9% от ВВП.

«Для снижения этой нехватки может быть полезно создание новых форм государственно-частных проектов, такие программы поддержки, которые субсидировали бы кредитные ставки для строительства новых заводов в тех секторах, где по-прежнему высока зависимость от импорта, – говорит Чичканов. – Подобные программы действуют в ряде отраслей, например в строительстве, сельском хозяйстве и туризме, но системно решить проблему импортозамещения могла бы федеральная целевая программа или единая политика рефинансирования Центробанка».

Интерес к таким инструментам есть: с начала года растет число обращений в Газпромбанк за предоставлением финансирования от компаний – производителей микроэлектроники, электроники, электротехнического оборудования, строительной и дорожной техники и даже горнолыжного оборудования, рассказывает Чичканов.

Зарубежные примеры поддержки

Государство может участвовать в проектах по-разному. Например, при реализации проекта по строительству платной автомобильной дороги Загреб – Масельж в Хорватии государство предоставило поддержку, выделив землю и организовав условный кредит, который мог быть использован, в случае если доходы проектной компании упали ниже уровня, необходимого для обслуживания долга, пишет старший специалист по ГЧП Всемирного банка Джеффри Делмон.

Вопрос разработки и развития новых ГЧП-инструментов для импортозамещения и индустриализации будет в первую очередь актуален для таких отраслей, как машиностроение, электронная промышленность, медицина и фармацевтика, считает управляющий директор рейтинговой службы Национального рейтингового агентства Сергей Гришунин. ГЧП можно было бы совмещать и с другими инструментами государственной поддержки, например с соглашением о защите и поощрении капиталовложений (договор инвестора с властями, по которому бизнес вкладывает деньги в проект на территории России, а государство обязуется не применять законы, которые могут ухудшить выполнение этого инвестпроекта. – «Ведомости&»), полагает руководитель направления проектного финансирования АКРА, автор Telegram-канала «PRO рейтинги ААА» Альфия Васильева.

Ситуация разная в каждой отрасли, но там, где особенно актуальна ускоренная миграция на российские технологии, со стороны банков и государства требуется слаженная комплексная работа по созданию компаний и строительству заводов высокого уровня локализации, уверен Чичканов.

Государство обещает оказать поддержку инфраструктурным проектам в области ЖКХ, здравоохранения и дорожного строительства в виде субсидирования сегодняшней рыночной ставки, для того чтобы конечная ставка для концессионеров была приемлемой. По словам Чичканова, разрабатываются меры поддержки на уровне ЦБ и ВЭБ.РФ, включая гарантии по внешнему финансированию. «Мы рассчитываем, что этот комплекс мер будет оказывать существенное влияние на уже запущенные и только готовящиеся проекты и они не будут остановлены», – отметил Чичканов. &