Павел Бруссер: «МЕГАИГРОК – это инфраструктурный конвейер»

Первый вице-президент – начальник департамента инфраструктурных проектов и ГЧП Газпромбанка о лидерстве на рынке
АО «Газпромбанк»

Инфраструктура – это то, что объединяет людей, а ее развитие является важным фактором экономического роста. Сегодня заказчиком и одним из основных источников финансирования инфраструктурных проектов в России является государство. Исторически так было и раньше, а сейчас эта тенденция только усилилась. Заказчиком может выступать федеральная власть или регионы, в финансировании участвуют различные ведомства, Центральный банк, государственные институты развития, потом на разных этапах подготовки и реализации проекта к нему подключаются банки, строительные компании, проектировщики, эксплуатанты, поставщики оборудования. И несмотря на то что рынок очень широкий и разнообразный, до сих пор нет единых стандартов проектирования объектов инфраструктуры, их строительства и эксплуатации.

Чтобы решить эту проблему, Газпромбанк, который давно занимается структурированием и финансированием инфраструктурных проектов, разработал и внедрил стратегию МЕГАИГРОКа. Его задача – создавать эти стандарты и совершенствовать рынок через комплексное сопровождение проектов с момента возникновения идеи до момента ввода объекта в эксплуатацию, а далее – сопровождать на эксплуатационной фазе.

Философия МЕГАИГРОКа предполагает, что Газпромбанк не просто финансирующая организация, нашу роль можно сравнить с модемом – прибором, который принимает входящий сигнал, определенным образом его упорядочивает и в понятном виде передает дальше. То есть МЕГАИГРОК – это агент, выступающий связующим звеном между всеми участниками проектов государственно-частного партнерства (ГЧП): государством, инвесторами, строительными компаниями, операторами, банками.

Более 1,6 трлн руб.

составил суммарный бюджет инфраструктурных проектов с участием Газпромбанка на конец 2021 г.
Источник: Газпромбанк

Мы контролируем не только финансовые потоки проекта, но и качество возведения финансируемых объектов, оказываем как услуги финансового консультирования и банковского сопровождения контрактов, так и услуги по контролю качества поставляемых материалов, машин, оборудования и т. д. Помимо этого, финансируя проекты, мы предлагаем всю цепочку банковских продуктов. Принимая решение о финансировании, мы сразу оцениваем потенциальную возможность продажи инвестиций на фондовом рынке, в том числе посредством выпуска облигаций. Одной из задач МЕГАИГРОКа является превращение инфраструктурных сделок в сделки М&A (слияния и поглощения) по мере становления рынка. Тем не менее уже сейчас мы можем похвастаться рядом сделок по покупке и продаже долей в инфраструктурных компаниях. Таким образом, наша цель как банка – нарастить долю некредитных доходов по отношению к кредитным, а в глобальном смысле – создать инфраструктурный конвейер, чтобы проекты эффективно запускались, осуществлялись, при этом высвободившиеся средства оперативно направлялись на создание новых проектов. Воплощение в жизнь проектов ГЧП на потоке способствует становлению зрелого инфраструктурного рынка и росту экономики в нашей стране.

Как устроен МЕГАИГРОК

МЕГАИГРОК в контексте группы Газпромбанка представляет собой «внутренний консорциум» дочерних и зависимых компаний, обществ и департаментов банка, которые участвуют в производстве инфраструктурных проектов конвейерным способом.

В чем наше принципиальное отличие? Мы используем так называемую концепцию «кошелек проекта», в то время как другие банки и даже институты развития следуют алгоритму «кошелек клиента». «Кошелек клиента» – базисный подход, который всегда ограничен способностями этого самого клиента, инициирующего проект и представляющего его в банк для целей получения инвестиций. «Кошелек проекта», наоборот, подразумевает создание инвестиционной инициативы с нуля самим МЕГАИГРОКом или при его непосредственном участии. «Клиентом» в этом случае выступает весь рынок, для целей привлечения лучших предложений которого создается специальная экспертиза. Это значит, что за все цифры, их достоверность, реалистичность финансовой модели, сроки исполнения и качество проекта отвечаем мы сами – разумеется, с привлечением внешних профессиональных организаций и консультантов. А отвечать за них мы можем только тогда, когда у нас есть необходимая экспертиза, специалисты, способные эти цифры собрать, верифицировать и предложить жизнеспособную модель реализации. Модель инициации проектов, таким образом, фактически представляет собой посевную стадию.

При этом каждый проект, безусловно, должен обладать экономическими эффектами для государства. В профильном департаменте среди различных стримов (направлений. – «Ведомости&»), таких как стрим структураторов, стрим кредитных бригад, есть также стрим экономического анализа и финансового моделирования, задача которого – оценивать экономическую реалистичность того или иного проекта, а также внедрять стандарты и следить за модой новых практик финансового моделирования. Слово «мода» тут выбрано не случайно – я глубоко убежден в том, что для создания зрелого инфраструктурного рынка нужно заботиться именно о моде в самых различных экспертных составляющих процесса финансирования инфраструктурных проектов.

«Звездная карта» для коллектива

У МЕГАИГРОКа есть так называемая «звездная карта», которая показывает, какими профессиональными качествами обладает и в каком направлении хочет двигаться дальше тот или иной сотрудник. Если кто-то хочет развиваться немного в других направлениях, чем те, которые заданы его должностью, Газпромбанк учитывает его желание и дает ему такую возможность. Сотрудник может пробовать любой функционал внутри МЕГАИГРОКа. «Совместно с департаментом по работе с персоналом мы очень внимательно следим за тем, чтобы карьера наших ключевых работников поступательно развивалась без пробуксовок и эмоционального выгорания», – говорит Павел Бруссер.

Также в конце 2021 г. на базе инфраструктурного холдинга банка ООО «Инфраструктура ГЧП» был создан инжиниринговый центр, в задачи которого входит комплексное сопровождение проектов с момента задумки до ввода объектов в эксплуатацию. То есть инжиниринговый центр комплексно управляет реализацией ГЧП-проектов, самостоятельно проводит техническую экспертизу на всех этапах их структурирования. Это позволяет четко контролировать расходы, повышать эффективность финансирования, а также существенно сократить сроки проработки перспективных проектов.

В составе банка действует девять региональных центров ГЧП: центральный в Московском регионе, дальневосточный, сотрудники которого находятся во Владивостоке, Хабаровске, Якутске и Южно-Сахалинске, северо-западный в Санкт-Петербурге и Ухте, западно-сибирский в Новосибирске, приволжский в Нижнем Новгороде, уральский в Екатеринбурге, центрально-черноземный в Белгороде, западно-уральский в Перми, а также центр в Калининграде. Их задача – распространение инфраструктурной экспертизы на местах. Координацией региональных центров в департаменте инфраструктурных проектов занимается центр интеграции стратегии и развития.

Откуда берутся мегапроекты

Мы используем самые разные источники поиска новых мегапроектов. Это и федеральная повестка инвестиционных программ, и региональные проекты, реализуемые через механизм частных инициатив или путем объявления конкурса, а также наши собственные предложения по результатам оценки экономических процессов. Кроме того, новые проекты могут возникать при обсуждении с постоянными партнерами банка, инициироваться государственными компаниями и федеральными министерствами.

При этом географический принцип распределения наших проектов может работать по-разному. Проектами не обязательно занимается филиал, который базируется в этом регионе присутствия. Конечно, работа идет при его участии, но иногда мы намеренно переводим ответственность за тот или иной проект в другой регион, чтобы обеспечить работу над ним практически в режиме 24/7. Например, проекты на Дальнем Востоке ведут не только местные специалисты, но и представители головного офиса. Когда в Москве заканчивается рабочий день, просыпаются наши сотрудники в Хабаровске, Владивостоке и на Сахалине. А утром, когда просыпается Москва, идут спать уже на Дальнем Востоке, передав дела своим московским коллегам. Ни один другой банк в стране не может обеспечить такую бесперебойную деятельность. Это преимущество позволило нам стать одним из лидеров инфраструктурного финансирования в России на принципах ГЧП.

О новых направлениях и импортозамещении

МЕГАИГРОК сфокусирован на проектах дорожно-транспортного строительства, социальной инфраструктуры, в том числе медицинского сектора, а также ЖКХ, особенно в части мусоропереработки.

В текущих условиях актуальность концепции МЕГАИГРОКа только выросла. Если говорить о новых направлениях, возникших в последнее время, то из-за разрыва исторических логистических цепочек в ближайшие годы будет востребовано строительство портов, железных дорог и другой транспортной инфраструктуры на востоке России. Так что будем разрабатывать подобные проекты и обращаться с соответствующими предложениями к нашим партнерам.

Кроме того, в текущий момент остро встал вопрос импортозамещения. Инфраструктурная стройка в этом плане не исключение. Есть легенда, что в СССР размер сигарет, например, соответствовал калибру патронов, чтобы завод в случае чего мог быть быстро переведен на военные рельсы, но от этого страдало качество продукции. При импортозамещении очень важно, чтобы люди получали качественную инфраструктурную услугу, в чем бы она ни заключалась. &