Чем могут быть полезны цифровые финансовые активы

Криптовалюта, токены, смарт-контракты и другие находки блокчейна
Андрей Гордеев / Ведомости

Криптовалюты и другие цифровые инструменты – относительно новое явление на финансовом рынке, однако они успели завоевать популярность во многих странах мира, и Россия не исключение. Во времена глобальной нестабильности и экономических санкций криптоэнтузиасты обращают внимание на цифровую, трансграничную природу криптовалют и их неподконтрольность государственным институтам как важное преимущество, открывающее большие возможности для инвестиций. Однако профессиональные участники рынка считают это скорее недостатком, обращая внимание на очень высокую волатильность и, соответственно, огромные риски, связанные с вложениями в криптовалюты. Зато криптобум породил другие полезные цифровые инструменты.

Крипторазнообразие

Криптовалюта – особая форма электронных денег, которые хранятся не на централизованном счете, а в сети блокчейн. Блокчейном называют виртуальную базу данных, где фиксируется информация обо всех транзакциях и о том, сколько монет хранится на каждом счете. Эта технология обеспечивает возможность переводить активы между пользователями и одновременно выступает бесспорной гарантией владения этими активами.
Токены выполняют функцию цифровых активов, но не имеют собственного блокчейна, как стандартная криптовалюта. Эти активы создают различные компании с целью привлечения средств на развитие своих проектов или обеспечения работоспособности продуктов. Инвесторы, в свою очередь, получают гарантии того, что компания выполнит перед ними свои обязательства.
NFT – невзаимозаменяемые токены (non-fungible token). Они были созданы для переноса в блокчейн прав на владение уникальным активами. Например, антиквариатом, произведениями искусства, 3D-моделями, игровыми предметами и пр. Каждый токен является уникальным, и его нельзя заменить другим.
DeFi – децентрализованные финансовые сервисы (Decentralized Finance), это не отдельные криптовалюты, а комплексные платформы, которые могут объединять в себе разные виды цифровых активов и их функции. Основная особенность таких сервисов заключается в том, что их пользователи могут предоставлять и получать различные услуги напрямую, без привлечения посредников. При этом все расчеты проводятся в надежной децентрализованной сети.

Источник: крупнейшая криптобиржа Binance

Тихая гавань или авантюра

В силу своей децентрализованности цифровые инструменты плохо поддаются учету, однако, судя по оценкам, в России популярность самого большого сегмента рынка цифровых финансовых активов – криптовалют – уже приближается к таким традиционным инструментам, как акции и облигации.

Уже не экзотика

По данным портала Statista, в 2022 г. лидером по использованию криптовалют стала Нигерия, в которой 45% респондентов (опрос проводился в 56 странах, опрашивалось от 2000 до 12 000 человек в каждой стране) ответили, что владели либо пользовались криптовалютой. На 2-м – месте Таиланд (44%), на 3-м – Турция (40%). В России этот показатель составил 14%, столько же, сколько, например, в Австрии, Канаде и Литве. Сходную цифру называла в начале 2022 г. газета «Ведомости» со ссылкой на данные сингапурского платежного шлюза ТripleA: криптовалютами пользовалось 12% населения России, или около 17 млн человек. Для сравнения: по данным Мосбиржи на начало сентября 2022 г., брокерские счета на ней имело 21,2 млн человек.

Источник: Statista, «Ведомости», Мосбиржа

По данным специализирующегося на криптоактивах портала Coinmarketcap, по состоянию на 5 декабря 2022 г. капитализация крипторынка составляла без малого $860 млрд. Из них 38,3% приходилось на старейшую криптовалюту Bitcoin, 18,1% – на более молодой, но перспективный Ethereum, и 7,7% – на Tether, так называемый стейблкойн, стоимость которого привязана к доллару США.

«Bitcoin, самая известная и, по сути, главная криптовалюта, имеет такой вес за счет наибольшей доли рынка. Ethereum – поскольку на нем, как на платформе, построено большинство (других цифровых. – «Ведомости&») решений и продуктов», – уточняет основатель специализирующегося на цифровом искусстве агентства Dvoretskaia.com Ольга Дворецкая.

«Криптовалюты не привязаны к странам, напрямую не зависят от политических конфликтов, защищены шифрованием, используются без посредников», – перечисляет она преимущества криптовалют. На операции с криптовалютой сложно наложить регуляторный запрет. «Если он будет наложен в одной стране или даже ряде стран, то трансграничность все равно позволит, не сходя с места, зарегистрироваться и совершать сделки в любой другой юрисдикции», – дополняет юрист адвокатского бюро Asterisk Степан Хантимиров.

«Делая вклад в банке, есть риск его не вернуть. Банк может рухнуть, плохая ситуация в экономике может спровоцировать замораживание средств, ограничение к ним доступа, – поясняет партнер венчурного фонда Gagarin Capital Николай Давыдов. – А деньги на холодном криптокошельке (специальное автономное устройство для хранения криптовалют с мощным шифрованием. – «Ведомости&») никто не может отобрать, это только личные деньги, без минимального риска чужого к ним доступа».

Главный минус криптовалют – их большая волатильность. Например, с максимумов, зафиксированных в ноябре 2021 г., когда цена Bitcoin достигала почти $67 000, эта криптовалюта рухнула до $17 000 в начале декабря 2022 г.

/Евгений Разумный / Ведомости

«Если доллар рассчитывается на основании экономической ситуации в США, рубль – в России, то в случае с Bitcoin все не так, – говорит руководитель отдела альтернативных инвестиций УК «Первая» Евгений Линчик. – Мы знаем, например, почему может упасть доллар или рубль, этому есть экономические обоснования, центробанки могут поддержать их курс во время падения». А про причины движения биткойна слишком мало известно и невозможно делать прогнозы, добавляет он.

Есть обманчивое ощущение, что на криптовалюте просто заработать. «Рост (криптовалюты в прошлом году. – «Ведомости&») был обеспечен тем, что в нее заходило все больше и больше людей, экономического подкрепления не было, это то же, что торговать валютными парами», – объясняет Давыдов.

«Да, это был хайп. Многие зашли, подавляющее большинство сейчас в минусе. С точки зрения валютной составляющей мы в УК квалифицируем криптовалюты как крайне рискованный и сложно прогнозируемый актив», – говорит Линчик.

Эксперты солидарны, что успех криптовалюты во многом навеян модой, формирующей обманчивое ощущение некоего таинства, закрытого клуба, а также легкостью освоения процесса. Они считают, что работать с криптой должны только профессиональные инвесторы, хорошо осознающие, насколько высоки риски. «Люди при этом не должны путать невозможность подделать биткойн и невозможность с его помощью обмануть», – предупредил Давыдов.

Рано говорить о криптовалюте как о массовом инструменте, средстве платежа и инвестиций, подобному по доступности вкладу или вложениям в акции. «Пока нет речи об очевидной антиинфляционной гавани, уверенных альтернативных инвестициях или другой попытке сэкономить деньги и сохранить активы», – подчеркнул Линчик. 

Ответом крипторынка на повышенную волатильность криптовалют стали так называемые стейблкойны – криптовалюты, привязанные к обычной валюте. Самые популярные из них – USDC и USDT, которые поддерживают паритет с американским долларом, близкий к 1:1 ( с минимальными отклонениями).

USDC эмитирует компания Circle, а USDT – Tether Limited, привлекая средства от широкой аудитории физических и юридических лиц. Эмитенты утверждают, что каждая единица их криптовалют обеспечена ликвидными активами в американских долларах.

В ожидании регулирования

«В разных странах сейчас активно идет законотворчество, но даже в США и Европе полноценной нормативной базы по криптовалюте еще нет», – отмечает Линчик.

«Крах FTX (криптобиржа, которая неожиданно обанкротилась в ноябре. – «Ведомости&») наглядно показал, что перед регуляторами встал серьезный вопрос о судьбе рынка», – отметила Дворецкая.

Крах десятилетия

Криптобиржа FTX была основана в 2019 г., а в сентябре 2022 г. уже оценивалась в фантастические $32 млрд, по данным CNBC. Ее основатель 30-летний Сэм Бэнкман-Фрид стал миллиардером (№ 60 в списке миллиардеров Forbes 2022 г. с состоянием $24 млрд), иконой крипторынка и символом суперуспеха криптовалютной экономики. Однако уже в ноябре у него начались проблемы. Выяснилось, что принадлежащая Бэнкману-Фриду инвесткомпания Alameda владеет большим количеством криптовалюты FTT, выпущенной принадлежащей ему же на 50% криптобиржей FTX. Опасаясь за стабильность криптобиржи, пользователи начали массовый вывод средств. За несколько дней FTT обвалилась в 10 раз с $22 до $2,2. 11 ноября FTX объявила о банкротстве. Крах повлек за собой падение многих других криптовалют.

В России пока нет прямого законодательного регулирования криптовалютного рынка.

«Сейчас как раз рассматривается такой законопроект («О внесении изменений в федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части установления правового регулирования деятельности по майнингу». – «Ведомости&»), – говорит Хантимиров. – Если он будет принят, то майнеры смогут с 1 января 2023 г. продавать добытую криптовалюту двумя способами. Первый – через иностранные системы без соблюдения закона о валютном регулировании. Второй – через специальную площадку, которая будет создана в России в рамках экспериментального правового режима (криптобиржа). «В обоих случаях о сделках нужно будет уведомлять ФНС. Кроме того, законопроектом предлагается установить запрет на рекламу криптовалюты», – заключил Хантимиров.

Не только криптовалюты

В качестве наиболее интересного цифрового актива эксперты выделяют токены – цифровые права на активы, верифицируемые с помощью технологии распределенных баз данных на блокчейне. «Токены дают право на обладание каким-то материальным объектом, и их использование удешевляет многие бизнес-процессы использования этих материальных активов», – полагает Линчик.

«Все объекты, которые нас окружают, могут быть выражены в цифре – в токене, юридически переносящем объект гражданского права в виртуальный мир, – добавляет Хантимиров. – Например, акционерное общество по аналогии с акциями выпускает токены, согласно которым их владельцы смогут по аналогии с дивидендами получить прибыль».

/Getty Images

Многие страны тем не менее стали ограничивать возможность выпускать токены, которые дают корпоративные права, в том числе право получать прибыль от деятельности эмитента. Покупая такой токен, приобретатель получает кота в мешке, потому что не может, как при классическом IPO или SPO, проверить экономическое состояние выпустившей токен компании.

Чтобы инвестиции в токены не были лотереей, нужно иметь экспертизу для оценки проекта, изучить технологии, узнать команду стартапа, его перспективы, насколько далеко он продвинулся. «Мы приходим к тому, что при нормальной оценке рисков инвестировать в токен не проще, чем в акции стартапа. Происходит просто замена одного инструмента на другой», – рассуждает Давыдов.

Главное, считает Линчик, что на фоне криптовалютомании появились другие, очень интересные цифровые направления, а именно блокчейн – распределенная база учета активов или сохранения информации. «Блокчейн – это диджитализированное доверие, очень важная технология, которая будет приносить огромное количество возможностей человечеству», – подчеркнул, в свою очередь, Давыдов.

В качестве примера он приводит американский проект Propy, который позволяет на блокчейне структурировать сделки с недвижимостью. «Из блокчейна электронные документы никуда не могут деться в отличие от бумажек и простых файлов, которые легко теряются в архивах», – полагает Давыдов.

Вторая важная вещь, которую открыли миру криптовалюты, – это смарт-контракты, специальные алгоритмы, зафиксированные в блокчейне (а значит, надежно защищенные от взлома и подделок), которые позволяют автоматизировать самые разнообразные сделки с цифровыми активами. «Они избавляют многие процессы от рутинных бумаг и бюрократии, т. е. их использование улучшает экономику многих проектов, оптимизирует их стоимость, а также является панацеей в борьбе с мошенничеством», – полагает Линчик.

С другой стороны, смарт-контракты не имеют простого способа изменения, что создает некоторые сложности для договаривающихся сторон, рассуждает Линчик. «Но за все нужно платить: или надежность, или гибкость», – говорит он. Примеров областей, где можно использовать смарт-контракты, множество и основной признак возможности их использования – наличие посредника, которого могут заметить стандартные алгоритмы: покупка товаров через интернет, сделки с недвижимостью, перерегистрация активов, заключает эксперт.