Какие возможности для рынка гостиничных услуг открывает рост внутреннего туризма
И как гостиничная отрасль справляется с новыми вызовамиРост изнутри
За последние три года российская туристическая отрасль столкнулась с самыми серьезными вызовами за все время своего существования. В 2020 г. во всем мире разразилась пандемия COVID-19, и, чтобы снизить распространение заболеваемости, многие страны закрыли свои границы. Из-за этого выездной турпоток из России рухнул на 77,5% по сравнению с 2019 г., до 2,75 млн человек, по данным Ассоциации туроператоров России (АТОР).
В 2021 г. действие ковидных ограничений на въезд в зарубежные страны продолжилось. А в 2022 г. ситуация усугубилась введением западными странами санкций против России. Обострение отношений привело к принятию визовых ограничений, отмене прямых авиарейсов, запрету Евросоюза на поставку и обслуживание российских самолетов, на продажу запчастей. Из-за этого стоимость поездок за границу сильно увеличилась: по расчетам «Известий» на основе данных двух агрегаторов билетов, в среднем цены на авиабилеты за рубеж в 2022 г. выросли по сравнению с предыдущим годом в 1,8–2 раза.
Из-за сложностей с поездками за рубеж россияне стали чаще путешествовать внутри страны. По оценке АТОР, в 2022 г. внутренний турпоток вырос по сравнению с предыдущим годом на 10%. Лучшую динамику прироста показали Северный Кавказ, Москва и Санкт-Петербург, рассказывал «Интерфаксу» вице-президент АТОР, гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин.
Загородные отели и новые локации
Внутренний туризм стал основным драйвером развития гостиничного рынка во время пандемии и остался им и в 2022 г., говорится в исследовании CORE.XP (бывшее подразделение международной консалтинговой компании CBRE). В январе – сентябре 2022 г. в российских средствах размещения (отели, хостелы, гостевые дома) остановилось 50,73 млн человек – на 7,7% больше, чем в 2021 г., подсчитал «Коммерсантъ» на основе данных Росстата. Нарастающий тренд очевиден и он продолжится в 2023 г., считает заместитель директора департамента стратегического консалтинга Nikoliers (бывшее подразделение международной компании Colliers International) Евгения Тучкова. Восстановления загрузки отелей до уровня 2019 г. в Nikoliers ожидают к 2024–2025 гг.
Увеличился и объем инвестиций в гостиничную недвижимость. По данным IBC Real Estate (бывшее подразделение международной компании JLL), на которые ссылается РБК, рост в 2022 г. по сравнению с 2021 г. составил 112% до 18 млрд руб. Правда, высокий темп прироста был во многом обусловлен эффектом низкой базы 2021 г., объясняют аналитики компании.
На фоне ограничений выездного туризма туристическая отрасль России переживает новое развитие, рассказывает Тучкова. «В последнее время нам поступает множество запросов на консалтинг и разработку концепций туристических комплексов в разных регионах страны, – объясняет она. – Бизнес вкладывается в создание туристической инфраструктуры, освоение новых районов для размещения, открытие новых туристических локаций».
В последнее время наметилась тенденция комплексного развития туристических направлений и территорий: помимо гостиниц инвесторы вкладываются в разнообразную туристско-развлекательную инфраструктуру (горнолыжные трассы, аквапарки, тематические парки, концертно-фестивальные площадки и т. п.), подтверждает консультант отдела стратегического консалтинга подразделения индустрии гостеприимства CORE.XP Анна Сабирова. Как правило, такие проекты реализуются с господдержкой, добавляет она: например, за счет федерального или регионального бюджета может быть создана часть инфраструктуры или проложены коммуникации. В числе подобных проектов – курорт «Абрау-Дюрсо» в Краснодарском крае (объем инвестиций – 23,2 млрд руб.), всесезонный комплекс отдыха «Завидово» в Тверской области (29 млрд руб), «Бирюзовая Катунь» (7,8 млрд руб.) и «Манжерок» (4 млрд руб.) в Алтайском крае, перечисляет Сабирова.
Самые перспективные и потому востребованные регионы – Алтай, Восточная Сибирь (Байкал), Сахалин, районы, где расположены крупные оздоровительные и санаторно-курортные объекты, указывает региональный директор департамента консалтинга и аналитики NF Group (бывшее подразделение международной консалтинговой компании Knight Frank) Ольга Широкова. По ее словам, чаще всего инвесторы вкладываются именно в санаторно-курортные объекты.
Главный тренд российского гостиничного рынка в 2022 г. – рост загородного и регионального предложения, отмечают в своем исследовании аналитики CORE.XP. Особенно большое количество девелоперской активности наблюдается на территории Подмосковья, говорится в исследовании. Жители Москвы и Подмосковья привыкли к путешествиям, поэтому в условиях ограниченной доступности зарубежных поездок чаще отдыхают в загородных отелях, объясняет партнер управляющей компании (УК) ZONT Hotel Group Николай Филатов.
Новые вызовы
Чтобы сохранить и привлечь новых туристов, рынку гостиничных услуг придется справиться с новыми вызовами, которые им принес 2022 год.
Так, в марте прошлого года с российского рынка ушли зарубежные сервисы онлайн-бронирования отелей и квартир Booking.com и Airbnb. По оценке компании – поставщика IT-решений для отелей Bnovo, в середине 2021 г. на их долю приходилось 80,4% рынка.
Уход зарубежных агрегаторов побудил отели переходить на отечественные сервисы и развивать собственные системы бронирования. Но отлаживание систем ведения бизнеса и повышение эффективности труда займут немало времени, а пока кратно увеличивают трудо- и прочие затраты отельеров, предупреждает партнер Commonwealth Partnership (бывшее подразделение Cushman & Wakefield) Марина Усенко. Об этом она пишет в исследовании, посвященном итогам I квартала 2022 г. на рынке гостиничной недвижимости.
«Раньше мы работали с агентствами бизнес-туризма – они размещали предложение наших отелей на своих корпоративных аккаунтах в Booking.com. С уходом агрегатора из России нам пришлось прикладывать больше усилий по продвижению. Так, для роста взаимодействия с агентствами мы увеличили штат отделов продаж. А для продвижения напрямую среди клиентов запустили свою программу лояльности ZONT Hotel Club c гарантированным кэшбэком до 20% со всех покупок в отелях и ресторанах сети», – рассказывает Филатов.
Другой вызов для рынка гостиничных услуг – массовый уход западных УК. По расчетам Nikoliers, в начале 2022 г. доля присутствия международных гостиничных операторов Hilton, InterContinental Hotels Group, Marriott International, Hyatt Hotels, Best Western и Sokos Hotels составляла в Москве и Санкт-Петербурге 12% от всех сертифицированных гостиниц уровня «3 звезды» и выше. К началу 2023 г. доля их присутствия сократилась в Москве до 9,4%, в Санкт-Петербурге – до 5,1%.
Решение ряда международных брендов об уходе с российского рынка не приведет к сокращению числа качественных действующих гостиничных объектов, так как в большинстве случаев отели на территории России не принадлежат иностранным компаниям, а находятся под их управлением или франшизой, отмечается в исследовании CORE.XP. Многие гостиницы провели ребрендинг и продолжили работу под другими названиями, сохранив существующую команду и менеджмент, подтверждает Широкова из NF Group. Часть отелей перешла в портфели российских УК. Изменение структуры рынка привело к тому, что номерной фонд российских операторов, по оценке NF Group, вырос на 5–7%.
Аренда как альтернатива управлению
Уход зарубежных брендов в сочетании с ростом внутреннего спроса – это стратегическая возможность для российских гостиничных сетей, говорится в исследовании CORE.XP. По мнению аналитиков компании, в условиях отсутствия западных туристов переход на российский бренд является для собственников отелей более выгодной стратегией.
Российские отельеры учились у зарубежных специалистов гостиничному бизнесу 30 лет и теперь могут вести его сами. Для тех собственников гостиниц, которые не хотят заниматься этим бизнесом самостоятельно, альтернативой может стать сдача отеля в аренду
Привычная для рынка модель управления предполагает высокую степень вовлеченности собственника в бизнес. Передавая отель в аренду УК, собственник только контролирует состояние отеля и при этом получает гарантированный ежемесячный доход вне зависимости от финансовых показателей проекта, объясняет Филатов (подробнее о разнице моделей читайте в колонке партнера ZONT Hotel Group Александра Гендельсмана).
Пока в России сдача отелей в аренду не очень популярна, говорит профессор кафедры гостиничного и туристического менеджмента РЭУ им. Г. В. Плеханова Наталия Зайцева. Шире, чем в среднем по стране, эта практика распространена в тех регионах, где есть большой спрос на гостиницы и много различных средств размещения: в Санкт-Петербурге, на Алтае, в Краснодарском крае, перечисляет она. По словам Зайцевой, в аренду сдаются в основном малые и средние гостиницы, гостевые дома и хостелы.
При выборе арендатора важно обращать внимание на опыт кандидатов. «Есть риски, что неудовлетворительная деятельность неопытного арендатора может нанести урон имиджу гостиницы, – объясняет Зайцева. – Поэтому в договоре аренды прописываются некоторые важные аспекты эксплуатации гостиницы арендатором, в том числе в части контроля за его деятельностью со стороны собственника бизнеса». Чаще всего гостиницы в аренду берут именно неопытные арендаторы – те, кто только пробует свои силы в гостиничном бизнесе, утверждает эксперт.
Но есть на этом рынке и опытные игроки. Так, ZONT Hotel Group занимается развитием городских, курортных и апарт-отелей по арендной модели с 2011 г. У компании есть объекты в Москве, Елабуге, Омске, Ереване и других городах. Это и гостиницы, построенные еще в советское время, и новые отели. Своими клиентами совладельцы ZONT Hotel Group Николай Филатов и Александр Гендельсман называют как владельцев отелей, так и гостей, выбирающих эти гостиницы. Поэтому задачу ZONT Hotel Group Филатов и Гендельсман видят в том, чтобы владельцы отелей получали больший доход, сняв с себя заботы об операционной деятельности, а гости – опыт комфортного пребывания в современной гостинице. «Волшебной кнопки, нажатием которой все исправляется, или каких-то радикальных мер для этого не требуется, главное – работать системно и последовательно», – объясняет Филатов (подробнее о том, как ZONT Hotel Group повышает популярность и прибыльность отелей, см. статью «Что делает отель модным и прибыльным без долгой реконструкции»). &