Как продвигается импортозамещение в сфере IT
Чем заняты российские компании после ухода иностранцевИмпортозамещение в IT в нашей стране началось задолго до 2022 г., однако именно прошлый год стал катализатором процесса перехода на отечественные решения. Помогли и меры поддержки отрасли со стороны властей, и освободившиеся после ухода иностранцев ниши. Каковы первые итоги импортозамещения в IT-секторе, что сделано, а что еще предстоит сделать, разбирались «Ведомости&».
Вектор на независимость
Достижение цифровой независимости, т. е. возможности сохранения безопасности в сфере IT-решений в рамках всей страны и опоры на собственные разработки, стало одним из важнейших трендов экономического развития экономики России с начала 2022 г. В прошлые годы о необходимости перехода на российский софт, отечественные аппаратные средства, а также собственные решения по защите от киберугроз, развития российской обработки больших данных (big data) и сквозного слияния данных (data fusion) неоднократно заявлялось в том числе и с высоких трибун. В 2022 г. переход начался ускоренными темпами: иностранные игроки один за другим покидали российский рынок, начались сложности с получением лицензий и сертификатов на использование иностранного софта.
Это подтолкнуло бизнес активнее внедрять российские решения, IТ-игроков – запускать на рынок новые продукты, а власти – расширять меры поддержки для участников IТ-отрасли. Речь идет о программах льготного кредитования бизнеса, грантах, субсидиях, преференциях для сотрудников IТ-компаний, отмене проверок госорганами, упрощенном найме иностранцев, налоговых льготах и т. д. Например, для организаций IТ-сферы до 31 декабря 2024 г. действуют нулевая ставка по налогу на прибыль и пониженный тариф по страховым взносам – 7,6% от зарплаты сотрудника (для сравнения: стандартный тариф составляет 30% от зарплаты), для разработчиков программного обеспечения (ПО) – нулевая ставка по налогу на добавленную стоимость.
В Министерстве цифрового развития (Минцифры) отмечают, что налоговые льготы оказывают на отрасль положительный эффект: за последние два года рост выручки тех компаний из IT-сектора, которые пользуются такими льготами, составил 41% (против 26% у не пользующихся льготами), рост прибыли – 43% (против 11%), рост численности персонала – 24% (против 4%). Какие конкретно периоды сравнивались в исследовании, в ответе ведомства на запрос «Ведомости&» не говорится.
Как растет IT
Инвестиции IT-компаний в собственное развитие ежегодно возрастают почти в 1,5 раза и эта динамика сохранилась и в 2022 г., утверждает представитель Минцифры. При этом число занятых в IT-отрасли в прошлом году увеличилось на 12% до 761 000 человек, а среднегодовой рост реализации продуктов и услуг в IT составил 23%.
Благодаря мерам поддержки и стимулированию импортозамещения для 80% решений в области информационных технологий уже разработаны собственные аналоги, говорил в мае 2023 г. вице-премьер Дмитрий Чернышенко. А в июне в интервью телеканалу РБК он утверждал, что Россия обладает технологиями для создания производства, которое сможет обеспечить замещение более 80% требуемой электронной компонентной базы. На сегодняшний день в Реестре российского программного обеспечения зарегистрировано порядка 17 000 решений 6100 компаний.
Помочь бизнесу и сотрудникам
Стимулировать процесс импортозамещения помогает господдержка не только бизнеса, но и персонала IT-компаний, отмечает генеральный директор «СКБ Контур» Михаил Сродных. Так, в 2022 г. была запущена льготная ипотечная программа для IT-специалистов (распространяется только на первичный рынок недвижимости), размер кредитной ставки сегодня составляет до 5% годовых. По данным министерства, в 2022 г. участниками программы стало более 5000 человек.
Впрочем, государство может поддержать IT-отрасль не только с помощью льгот и преференций, но и благодаря госзаказу. «Госструктуры и госкорпорации, которые занимают доминирующее положение в экономике России, становятся реципиентами помощи и увеличивают долю в качестве покупателя и заказчика ПО», – говорит руководитель направления по оказанию услуг компаниям сектора технологий, медиа и телекоммуникаций компании Б1 Антон Устименко. Выступая на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), министр цифрового развития Максут Шадаев заявил, что 12 июня президент подписал поручение, согласно которому к 1 января 2025 г. все госкомпании должны заместить операционные системы, офисные пакеты, системы виртуализации и системы управления базами данных отечественными аналогами.
По словам руководителя направления «Расследование инцидентов информационной безопасности» FBK CyberSecurity Игоря Собецкого, подобная поддержка отрасли особенно актуальна именно сейчас – иностранные разработчики развивали свой бизнес десятки лет, а нашим компаниям предлагается заместить их на российском рынке в течение одного года – двух лет.
Управляющий директор Сбербанка Иван Синчило отмечает, что для активного роста IТ-сектора необходимо взглянуть на реализацию проектов и господдержку в сфере IT с другой стороны. «Сейчас напрямую из бюджета и проектным образом, без кредитного плеча, финансируется несколько десятков компаний, при этом, по нашим оценкам, количество организаций в IТ-отрасли составляет более 300 000, – указывает Синчило. – Проблема в том, что для доступа к мерам поддержки необходимо удовлетворять ряду требований. Многие представители отрасли, имея классные разработки и команду, просто не вписываются в эти рамки, в то время как их наработки могут быть нужны рынку». По мнению эксперта, больший эффект будет, если программы господдержки будут двигаться «от обратного». Сначала нужно определить спрос, какие именно решения необходимо импортозаместить, затем выделять средства на их разработку и на основании конкурса отбирать тех, кто получит доступ к этим деньгам. При этом финансировать создание новых необходимых рынку решений можно за счет привлечения как бюджетных средств, так и частного капитала и банковских кредитов, уверен эксперт (подробнее см. колонку Ивана Синчило).
Первые успехи
По мнению опрошенных «Ведомости&» экспертов, российские разработчики добились успехов в области импортозамещения ПО. «Россия сделала рывок по предложению локальных продуктов в области ПО (и системного, и управления базами данных, и бизнес-приложений) и облачных сервисов», – указывает Устименко из Б1. «Российский рынок импортозамещающего ПО сейчас активно развивается», – солидарен директор технологической практики компании Kept Антон Юнушкин.
Он отмечает, что приложения для автоматизации деятельности бэк-офиса, а также автоматизации отчетности в ряде случаев уже становятся полноценной заменой зарубежным. По словам Сродных из «СКБ Контур», процесс импортозамещения успешно продвигается в области прикладного ПО, особенно в случаях, когда продукт не требует глубокой интеграции в бизнес-процессы.
Год назад, когда системы управления базами данных (СУБД) Oracle и Microsoft стали недоступны в России, вопрос об импортозамещении этих решений стоял очень остро. Как ранее писали «Ведомости», 81% компаний страны использовали Oracle и 64% – Microsoft SQL (у многих стояли обе СУБД).
Но сейчас ситуация стабилизировалась. В прошлом году доля российских СУБД в закупках ПО для государственных и муниципальных нужд составила около 90%, что на 63% выше показателя 2021 г., отмечают в Минцифры. «В реестре российского ПО по классу СУБД содержится 65 записей о программных продуктах. Эти решения успешно применяются в государственных и коммерческих информационных системах и способны заменить популярные системы управления базами данных зарубежного производства», – указывают в министерстве. Юнушкин отмечает, что лидерами по внедрению отечественных СУБД являются предприятия банковской отрасли.
Однако в России остаются сложности с импортозамещением IТ-оборудования. «Проблемы с оборудованием по-прежнему есть, поскольку «железо» производилось преимущественно в недружественных странах, – указывает Сродных. – Производственный цикл затрагивает сразу несколько отраслей, потому повторить некоторые комплектующие изделий сложно».
Но ситуация постепенно меняется к лучшему. Например, в июне 2023 г. два банка представили на ПМЭФе банкоматы, в которых использовался не только российский софт, но и отечественные процессоры «Эльбрус».
Безопасность превыше всего
Одним из важных аспектов достижения цифрового суверенитета является внедрение отечественных решений в сфере информбезопасности. В начале прошлого года, по оценкам Минцифры, иностранные вендоры занимали не более 40% рынка кибербезопасности в России. «Сейчас мы оцениваем долю иностранных средств защиты информации в 10%», – отметили в Минцифры.
При этом практически все аналоги иностранных решений в области информбезопасности были в России и раньше, утверждает представитель Минцифры. Например, в государственном секторе использовались только отечественные средства криптографической защиты информации. «Вполне возможно и полностью заменить все зарубежные решения в сфере кибербезопасности. До конца этого года у нас появится полная номенклатура соответствующих средств защиты информации», – подчеркивает представитель Минцифры.
По словам директора по облачным и инфраструктурным решениям «Мегафона» Александра Осипова, у российских разработчиков есть решения, которые являются одними из лидеров даже на международных рынках, например, антивирусы, есть качественные годами дорабатываемые решения и в других категориях – сканеры уязвимости, защита веб-приложений и т.д. «Защита от DDoS-атак хорошо выстроена на базе отечественных решений, – добавляет Осипов. – При этом отечественные решения по межсетевому экранированию, по мнению многих, далеки от уровня, который предлагали компании Cisco, Check Point или Fortinet. В производительности и функциональности российским разработчикам есть куда стремиться».
Есть и другие нюансы. Например, российский бизнес после массового ухода западных вендоров из России перешел с иностранных на отечественные решения по защите от DDoS-атак, однако инфраструктура, на которой работают российские решения, в большинстве своем состоит из импортных компонентов, говорит руководитель направления по развитию продуктов защиты сетевой и IТ-инфраструктуры от DDoS компании Servicepipe Даниил Бобрышев.
На сегодняшний день отдельные компании, имеющие возможность покупать по серому импорту или через дочерние структуры «железо», с удовольствием остаются на привычных решениях, согласен с ним Осипов из «Мегафона».
Специфика больших данных
Еще одно важное направление в сфере импортозамещения – все, что касается больших данных. В России есть более десятка игроков, предлагающих продукты в технологии big data для крупных компаний, говорит директор по развитию бизнеса «КРОК Облачные сервисы» Сергей Зинкевич. По оценке Ассоциации больших данных, при базовом сценарии отечественный рынок big data вырастет к концу 2024 г. до 319 млрд руб. со 170 млрд в 2021 г. «Так что можно ожидать появления и новых игроков в обозримом будущем», – утверждает эксперт.
Пока российские решения в области больших данных сильно различаются по уровню зрелости. «Однако с учетом того что сегмент обещает бурный рост, вендоры активно их дорабатывают. В целом качество российских решений big data сравнимо с зарубежными аналогами», – отмечает Зинкевич. По его словам, решения многих российских разработчиков основаны на Open Source (исходном коде ПО, который доступен для всех пользователей) и поэтому отличаются гибкой архитектурой, которая может быть доработана под требования заказчиков. Русскоязычная поддержка, документация и готовность разработчика включить рекомендации партнера в дорожную карту развития продукта также являются большим плюсом при выборе отечественного решения, уверен эксперт. Даже те, у кого задачи импортозамещения не являются приоритетом, могут быть заинтересованы в таких продуктах, утверждает Зинкевич.
Движение вперед
По данным исследования НИУ ВШЭ и Российского союза промышленников и предпринимателей, доля сектора информационных и коммуникационных технологий в отечественном ВВП составляет менее 1%, тогда как в странах Западной Европы этот показатель превышает 3%. «Это создает хороший потенциал для роста в определенных сегментах IT-рынка типа ПО, облачных сервисов, IT-услуг и т. д.», – уверен Устименко из Б1.
«Российский рынок импортозамещающего ПО еще очень молод и растет бурными темпами, – подчеркивает Юнушкин из Kept. – Но у быстрого роста есть и обратная сторона: решения различных игроков бывает трудно объединить в единую слаженно работающую систему».
А при выходе на международные рынки российским игрокам придется конкурировать с международными вендорами, десятилетиями оттачивающими и дорабатывающими свои программные продукты. И потому только после решения проблем с интеграцией российское ПО сможет занять значимые ниши на зарубежных рынках, указывает Юнушкин.