Партнер проекта:
SberDevices

Сергей Зудин: «Будущее за нейросетевыми моделями»

Директор по развитию SberDevices о будущем высокотехнологичных клиентских сервисов в России
SberDevices

Вложения российского бизнеса в компьютерный софт увеличились в 2022 г. на 13,2% по сравнению с 2021 г. и достигли исторического максимума в 310,3 млрд руб., по данным исследования аналитической службы аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, на которое ссылается ТАСС. Такие затраты были обусловлены массовым уходом иностранных разработчиков программного обеспечения с отечественного рынка в прошлом году, в результате чего бизнес был вынужден искать альтернативные российские IТ-продукты, объясняют авторы исследования. По их мнению, кризисная ситуация создала окно возможностей для российских разработчиков и дала толчок к активному развитию отечественной IТ-отрасли.

Один из ведущих российских вендоров, разрабатывающих и поставляющих высокотехнологичные сервисы для бизнеса, – компания SberDevices. В интервью «Ведомости&» Сергей Зудин, директор по развитию SberDevices, рассказал, какие продукты востребованы у заказчиков, что может предложить компания потенциальным клиентам, чтобы они выбрали именно ее решения, и какие задачи роботы могут решать без участия человека уже сегодня.

– В 2022 г. многие западные вендоры ушли из России. Привело ли это к росту популярности ваших продуктов?

– Конечно, события 2022 г. привлекли внимание к нашим продуктам и привели к увеличению числа новых пользователей. Например, после того как зарубежный сервис видеоконференций Zoom начал отказывать российским компаниям в продлении корпоративных подписок, наш аналогичный сервис SberJazz стал очень востребован. В марте – апреле 2023 г. количество скачиваний мобильного приложения и установок десктопной версии SberJazz выросло в десятки раз по сравнению с мартом – апрелем 2022 г. Еженедельно на нашей платформе проводится около 100 000 конференций. Также в марте – апреле 2023 г. количество конференций, которые еженедельно проводятся пользователями b2b-сегмента (это наша ключевая аудитория), выросло в 23 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом общее количество лицензий b2b-пользователей за тот же период времени выросло в 15 раз.

Сергей Зудин, директор по развитию SberDevices

Присоединился к команде SberDevices в 2021 г. С 2023 г. занимает должность управляющего директора и возглавляет направление импортозамещения, международного развития, монетизации B2B-решений, реализации стратегических проектов и BizDev.
До прихода в SberDevices более 10 лет работал в ведущих медиахолдингах России. В том числе в «Газпром-Медиа Холдинг», где отвечал за реализацию специальных проектов. Под его руководством на рынок было выведено более 30 телеканалов, включая телеканалы международных медиахолдингов NBCUniversal, Lagardere, Sony Pictures, Fashion TV и др. Реализованы рекламная монетизация на тематических каналах, а также стратегия по развитию направления New Media. (Одними из первых на российском рынке сделали мобильные приложения телеканалов для IOS, Android, Smart TV).
Окончил Московский педагогический государственный университет по специальности «Политология», Российскую академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в рамках президентской программы подготовки управленческих кадров «Управление инновационными проектами», школу управления Сколково по программе CDTO.
Отмечен наградой Газпром-Медиа Холдинг «За многолетнюю эффективную работу». 

Раньше многие компании по умолчанию выбирали западные решения и даже не рассматривали, что есть на российском рынке. Сейчас ситуация изменилась. Наша цель – обеспечить бизнес-клиентов надежными, безопасными и удобными современными отечественными решениями. Мы это делали до ухода западных вендоров и продолжаем делать сейчас.

– Вы сказали, что ключевая аудитория SberJazz – это бизнес-клиенты. То есть количество платных подписок превышает число пользователей бесплатной версии сервиса?

– Нет, основная часть аудитории пользуется публичной версией, но преимущественно в рабочее время. Из чего можно сделать вывод о том, что чаще всего SberJazz нужен сотрудникам для обсуждения рабочих вопросов. И хотя они отдают ему предпочтение в частном порядке, фактически продукт является частью бизнес-процессов компании. На наш взгляд, тот факт, что сотрудники сами делают выбор в пользу SberJazz, говорит о том, что сервис удобен в использовании и отвечает их запросам.

– В сегменте видеоконференций большая конкуренция. Что разработчик может предложить потенциальным клиентам, чтобы они выбрали именно его сервис?

– Как минимум необходимо, чтобы у сервиса был базовый функционал: качественная связь и передача изображения, демонстрация экрана, быстрое подключение к конференции, чат. Еще он должен быть надежным и безопасным в эксплуатации. Мы регулярно проводим аудит безопасности и системно работаем над повышением защищенности продукта. Например, пользуемся услугами специализированных компаний по защите данных и программного обеспечения от DDoS-атак, взломов и т. д.

Конкуренция между сервисами возникает, как правило, на уровне удобства продукта для конкретных пользователей. Если сотрудники легко осваивают сервис и его эксплуатация не создает нагрузки на IТ-отдел компании, то с большей вероятностью организация выберет именно этот продукт. Второй важный фактор превосходства над конкурентами – это использование ИИ-технологий, которые улучшают пользовательский опыт и, по сути, создают вау-эффект. Примеры – текстовая расшифровка или шумоподавление.

– Еще один ваш продукт – платформа речевых сервисов SaluteSpeech. В каких сферах бизнеса технологии распознавания и синтеза речи сейчас используются активнее всего, кто основные клиенты сервиса?

– Основными клиентами были и остаются подразделения контакт-центров (они помогают организациям обрабатывать любые обращения клиентов. – «Ведомости&») компаний всех сегментов рынка – от финсектора и телекома до ритейла.

Наверное, самый яркий пример использования речевых технологий – это создание виртуальных ассистентов. Например, многие клиенты «Сбера» даже не знают, что каждый день сталкиваются с технологиями платформы SaluteSpeech, когда звонят по номеру 900, чтобы узнать, где находится ближайшее отделение банка, или уточнить размер процентной ставки по вкладам. Виртуальный ассистент «Сбера» распознает свободно сформулированный запрос клиента и отвечает ему человеческим голосом именно благодаря технологиям нашей платформы.

SberDevices

SberDevices — российская IT-компания. Создает программные решения и цифровые устройства для жизни и бизнеса. От речевой аналитики до видеоконференцсвязи, от Смарт ТВ до оснащения умного дома.
Внедряет в свои продукты речевые технологии, обработку естественного языка, компьютерное зрение, биометрию и нейросетевые модели. Ориентируется на человека, экономию времени и ресурсов.

Еще одним важным направлением является использование речевой аналитики для оценки качества взаимодействия операторов с клиентами. Технологии позволяют анализировать их общение по телефону и в чатах приложений и, как результат, улучшать качество обслуживания.

Также стремительно набирают обороты озвучивание текстового контента (приложения, аудиокниги, статьи в СМИ), голосовое управление устройствами, использование синтезированной речи в компьютерных играх и т. д. 

Послушайте аудиоверсию ответа, синтезированную с помощью технологии SaluteSpeech

– Озвучивать текстовый контент желанным голосом позволяет ваша технология SaluteSpeech YourVoice. Не проще ли для компании нанять профессионального диктора?

– Действительно, есть случаи, когда компании в своих коммуникациях используют голоса определенных дикторов, которые начинают ассоциироваться с брендом. Но чтобы и дальше их использовать, когда меняется сценарий, бизнесу приходится каждый раз снова приглашать дикторов и делать новые записи. Такой подход ведет к росту затрат, увеличению количества времени на создание контента, а иногда и просто может быть неосуществим, ведь диктор может уехать, у него по разному ряду причин может измениться голос и многое другое. А SaluteSpeech YourVoice позволяет быстро и качественно озвучивать тексты любой сложности необходимым ему голосом в любой удобный момент без дополнительного привлечения того самого диктора. В рамках этой услуги можно выбрать готовый голос из нашей библиотеки, в которой собрано уже более 80 женских, мужских и детских голосов, или всего за месяц создать новый голос. Для этого потребуется всего 3 часа записи в студии.

Возможность создания уникального голоса бренда – это еще один инструмент для формирования его узнаваемости у клиентов. Поэтому услуга становится все более популярной.

– Если говорить о виртуальных ассистентах, то поначалу люди очень настороженно к ним относились, предпочитая общаться с живым человеком. Меняется ли это отношение сейчас? Или ваша задача – довести технологию до такого уровня, чтобы человек не догадался, что разговаривает с роботом?

– Раньше клиенты действительно предпочитали общаться с оператором. Но сейчас лояльность к голосовым помощникам растет, клиенты начинают понимать, что с их помощью могут решить большинство своих вопросов быстрее и не менее эффективно, чем общаясь с человеком. Например, в этом году в «Сбер» ежемесячно поступает около 19 млн звонков. 68% из них обрабатывает виртуальный ассистент «Сбера» «Афина». Она дает исчерпывающие ответы на вопросы клиентов и оказывает полноценную помощь без привлечения оператора.

Одна из наших главных задач – сделать общение с виртуальным ассистентом еще более комфортным для клиентов. Это достигается за счет возможности управлять интонацией, делать паузы, как в живой речи, и т. д. Благодаря такому подходу значение CSI (Customer Satisfaction Index – показатель, с помощью которого измеряется удовлетворенность клиентов товарами и услугами. – «Ведомости&») у «Афины» очень высокое – 82%, что сопоставимо с уровнем CSI у операторов.

Также роботы становятся все более эмпатичными и все более компетентными. Виртуальные ассистенты все время развиваются, их модели дообучаются, а разработчики экспериментируют с новыми архитектурами нейронных сетей, чтобы роботы становились еще более полезными для клиентов.

/PhotoXpress
– Способен ли робот решать нетипичные задачи? Или в этом случае необходимо участие человека?

– Робот способен решать только те задачи, на которые его запрограммировал человек. Сейчас в сферу его компетенций входит обработка типовых обращений, а экспертная поддержка остается за людьми, поскольку всегда есть уникальные запросы, требующие гибкости и эмпатии. Такое сочетание усилий виртуального ассистента и операторов помогает бизнесу строить оптимальный клиентский сервис.

Очевидно, что уже в самом ближайшем будущем с повсеместным внедрением GigaChat (русскоязычная нейросетевая модель от «Сбера». – «Ведомости&») технологии будут брать на себя решение все более сложных задач.

– Каким образом это произойдет?

– В целом для бизнеса GigaChat является еще одним инструментом, с помощью которого можно повысить эффективность каждого отдельного сотрудника и компании в целом. Так, сервис широко применяется в направлениях, связанных с созданием контента: упрощает и ускоряет работу с текстами, помогает писать статьи в заданном стиле и формате. Также с его помощью можно быстро находить нужную информацию в больших документах и готовить аналитические отчеты. Это особенно актуально для крупных компаний и госструктур, у которых много неструктурированной информации и есть необходимость в предоставлении точных и быстрых ответов со ссылкой на источник.

Компаниям, продающим товары или услуги, нейросеть помогает обобщать отзывы на товары, а маркетинговым агентствам – отслеживать настроение покупателей, устанавливать взаимосвязи и получать необходимую информацию для корректировки стратегии продвижения.

Как видите, область применения GigaChat очень обширна. Сервис позволит многим компаниям выйти на новый уровень технологического развития. Уверен, что большое влияние в появлении промышленных кейсов окажет недавно открытый доступ к GigaChat API, программному интерфейсу доступа к сервису, и GigaChain (SDK), адаптированной версии библиотеки LangChain для русского языка с поддержкой GigaChat API, которая позволит разработчикам создавать собственные продвинутые ИИ-приложения на базе технологий «Сбера». Библиотека стандартизирует типовые кейсы использования различных языковых моделей, таких как работа с цепочками, базами знаний и документами, а также содержит в себе набор готовых запросов (промптов) для решения бизнес-задач.

Мы, в свою очередь, тоже планируем развивать наши продукты с использованием возможностей ИИ. Например, недавно мы интегрировали сервис GigaChat с SaluteBot – платформой, позволяющей создавать чат-боты. Теперь, если во время общения с клиентом чат-бот не находит в сценарии готового ответа, он может обратиться за помощью к GigaChat и продолжить разговор без переключения на оператора. Кроме того, использование сервиса позволило до 20 раз сократить время на создание сценария чат-бота и его вывод в канал общения с клиентами.

– Вы упомянули чат-боты. Сейчас они вызывают много вопросов у пользователей, поскольку бывают ситуации, при которых боты не всегда могут решить проблему клиента и в итоге переключают его на оператора. Почему так происходит и как этого можно избежать?

– Такое возможно в случае плохого распознавания текста пользователя (например, при использовании устаревших моделей и классификаторов) либо если создатель бота не предусмотрел нужный вопрос в его сценарии. Проблема решается использованием качественных инструментов разработки чат-ботов, таких как SaluteBot, а также постоянной работой над улучшением сценария на основании статистики и обратной связи пользователей.

Также как раз тут сильный эффект показывает интеграция с нейросетевыми моделями, о которой я уже говорил. Синергия GigaChat и SaluteBot позволяет компаниям создавать чат-боты, которые могут предоставлять клиентам ответы за рамками сценария без перевода на оператора, что, конечно, существенно улучшает пользовательский опыт.

– При каком объеме бизнеса использование чат-ботов оправданно?

– Они подходят любым компаниям, которым нужно общаться с клиентами. Но у этих компаний могут быть разные задачи: небольшому бизнесу бот помогает снять нагрузку с операторов и перераспределить их ресурс, а также поддерживать сервис в нерабочее время. Крупным компаниям бот помогает масштабировать бизнес без линейного роста штата поддержки, поддерживать уровень сервиса в момент пиковых нагрузок, а также улучшать процессы внутреннего взаимодействия сотрудников.

Наиболее активно чат-боты используют банки и интернет-ритейлеры в работе служб поддержки клиентов и общении с персоналом. Зачастую заказчику важно обеспечить безопасность данных своих клиентов. В этом случае решение размещается на серверах заказчика.

– Какие новые технологии и сервисы будут развиваться в ближайшее время? В чем вы видите перспективу?

– Безусловно, это нейросетевые модели. Как я уже говорил, благодаря их использованию бизнес сможет выйти на новый уровень развития, обогащая существующие продукты и создавая новые. Люди, в свою очередь, смогут сконцентрироваться на творчестве и решении более глобальных проблем. Будущее за искусственным интеллектом.