Господдержка на экспорт

Как «Мой экспорт» помогает компаниям осваивать новые рынки
iStock

Казалось бы, для успешного экспорта нужны привлекательный товар и работающая инфраструктура. Но дальше начинаются сложности: выбор рынка, продвижение, сертификация, таможня – список проблем велик. Решать их самостоятельно долго и сложно, услуги посредников дороги. Чтобы помочь экспортерам на всех этапах экспортной деятельности, три года назад Российским экспортным центром (РЭЦ) была создана цифровая платформа «Мой экспорт».

Цифровая платформа «Мой экспорт» предоставляет экспортерам прямой доступ к десяткам государственных и бизнес-услуг в режиме одного окна, в том числе к услугам центров поддержки экспорта (ЦПЭ), функционирующих в 82 регионах страны и организующих единую региональную инфраструктуру поддержки экспорта.

«С появлением сети ЦПЭ в регионах выход на экспорт заметно упростился. Компании до полной отладки процессов перестали обжигаться и учиться на своих ошибках, которые исчислялись миллионами рублей», – говорит управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ консалт» Екатерина Косарева.

Сейчас платформой «Мой экспорт» пользуется каждый шестой экспортер, а количество доступных услуг превысило 100. В числе наиболее популярных – оформление фито- и ветсертификатов, участие в бизнес-миссиях и выставках, а также выход на зарубежные маркетплейсы. Рассказываем на конкретных примерах о том, как услуги «Моего экспорта» помогают компаниям развиваться.

На чужой маркетплейс со своей господдержкой

Маркетплейсы – самый популярный канал для совершения покупок онлайн. Только в России здесь совершается 8,5% всех покупок, свидетельствуют данные за 2022 г. от Tinkoff eCommerce и Tinkoff Data. Маркетплейсы – очевидный путь движения товара от продавца к покупателям, но здесь не обойтись без умения работать с ними, а также знаний местного законодательства. Освоить зарубежные маркетплейсы помогают эксперты РЭЦ.

Кто: производитель сварочных масок «Промторг».

/Промторг

Что сделал: с помощью «Моего экспорта» вышел на иранский маркетплейс Ecasb и китайский Alibaba.

«Промторг» производит сварочные маски под собственным брендом Welder и почти под сотней брендов сторонних заказчиков, а продает на всех крупных онлайн- и офлайн-площадках в России. «В какой-то момент мы поняли, что возможности для роста в России исчерпаны, поэтому решили развивать экспорт», – вспоминает директор по развитию ООО «Промторг» Владислав Симановский. Для начала – через заграничные маркетплейсы. Это один из самых эффективных способов реализовать продукцию конечному потребителю, поскольку позволяет получать обратную связь и совершенствовать продукт, объясняет компания.

Почему выбрали РЭЦ. Если инструмент есть, его нужно использовать, говорит Симановский. Эксперты РЭЦ помогли компании разобраться в особенностях национальных рынков разных стран, а также в нормах сертификации и стандартизации. При поддержке РЭЦ «Промторг» участвовал в выставках и бизнес-миссиях.

Итог этой работы – выход на маркетплейсы Ecasb и Alibaba. «В Иране около 80 млн населения и добрососедские отношения (с Россией. – «Ведомости&»), Alibaba – одна из крупнейших онлайн-платформ в мире. Так или иначе эти площадки позволяют охватить огромное количество потенциальных клиентов по всему миру», – объясняет выбор Симановский.

Без поддержки РЭЦ и платформы «Мой экспорт» этого бы, вероятно, не случилось, говорит представитель компании. Выход на крупную онлайн-площадку требовал глубокого понимания процессов и значительных человеческих ресурсов. «Мы не были готовы заниматься этим самостоятельно. Теперь же, когда процессы отлажены, можем ждать первых заказов, хоть и понимаем, что на раскрутку уйдет время», – говорит Симановский.

Кто: производитель сидра «Крафтье».

/Pxhere

Что сделал: с помощью «Моего экспорта» вышел на китайский маркетплейс Alibaba.

«Крафтье» – петербургский производитель сидров прямого отжима под брендом Bullevie. Их компания производит на собственных мощностях из собственного сырья, которое выращивает в саду в Ленинградской области.

До сих пор сидры «Крафтье» продавались в России, Белоруссии и Армении. «Чтобы бизнес рос, мы решили диверсифицировать рынки сбыта, увеличить производство, продажи и, соответственно, прибыль», – рассказывает менеджер по ВЭД «Крафтье» Екатерина Коваленко. Выбрали Китай – рынок здесь емкий, а население платежеспособное, объясняет она.

Почему выбрали РЭЦ. РЭЦ как государственный институт предлагает множество услуг в помощь предпринимателям бесплатно или с частичной компенсацией – это и привлекло компанию, рассказывает Коваленко. «Крафтье» пользовалась услугами на платформе «Мой экспорт», а также участвовала в отдельных проектах РЭЦ.

«Большой объем базовой информации, которой нет в свободном доступе, мы приобрели, участвуя в программе «Акселерация. Экспортный форсаж» (проект «Школы экспорта РЭЦ». – «Ведомости&»). – рассказывает Коваленко. – Кроме того, мы участвуем в образовательных вебинарах, а недавно с помощью РЭЦ и ЦПЭ вышли на маркетплейс Alibaba».

Все шаги по регистрации на площадке РЭЦ взял на себя, продолжает Коваленко. «Оказалось, что при оформлении витрины и в выборе информации, которую стоит публиковать, есть множество нюансов, о которых мы не знали», – отмечает она.

Сейчас компания ждет первых продаж, говорит Коваленко, наблюдая, как растет число просмотров карточки на маркетплейсе со стороны потенциальных покупателей.

В каждой стране свои правила торговли алкоголем онлайн. Так, в России максимум возможностей – модель click & collect: пользователь делает заказ на сайте, но забирает из магазина, который выступает как пункт выдачи заказа. В Китае алкоголь до 14 градусов продается на маркетплейсе, утверждает директор департамента корпоративных финансов ИК «ИВА партнерс» Артем Тузов. Эксперт отметил, что пищевая продукция из России в Китае ценится как премиальная, натуральная.

Показать все лучшее

РЭЦ среди прочего предлагает будущим и действующим экспортерам участие в конгрессно-выставочных мероприятиях и бизнес-миссиях. Выставка – это отличный маркетинговый инструмент, позволяет налаживать коммуникации и получать обратную связь от потребителей. Кроме того, это возможность оценить конкурентов, определить свое положение на рынке и провести анализ потенциального спроса на продукцию. Участие в бизнес-миссиях для компаний бесплатно, в выставках – с компенсацией от 50 до 80% затрат.

Кто: Белевская кондитерская компания.

/Александр Рюмин / ТАСС

Что сделал: при содействии РЭЦ участвует в выставках и бизнес-миссиях.

Группа компаний Белевская пастильная мануфактура, в которую входит и Белевская кондитерская компания, – один из ведущих производителей яблочной пастилы в России. Уже 12 лет выпускает белевскую пастилу, зефир, мармелад, меренги из яблок и другие изделия – исключительно из российского сырья. Большая часть продукции продается в России, на экспорт приходится не более 10% продаж, или свыше 50 млн руб.

Группа плотно занялась развитием экспорта в конце 2021 г. В приоритете были Китай и Европа, но в 2022 г. место Европы заняли страны Персидского залива. Тому было три причины: санкции, более высокая покупательная способность в странах Персидского залива, а также тот факт, что арабский мир – это большие ценители кондитерских товаров, рассказывает Инга Жадан, руководитель отдела экспорта Белевской кондитерской компании.

Впрочем, без трудностей не обошлось. Основная из них – очень высокие цены за вход в зарубежные сети, рассказывает Жадан. Так, в Саудовской Аравии стоимость входа в сеть супермаркетов Tamimi Markets – 15 000 саудовских риялов (или $4200). За пять наименований это $21 000 и т. д. И поставлять нужно минимум пять наименований. «Вопрос выхода в иностранные торговые сети – самый сложный для нас как экспортера», – комментирует Жадан.

Почему выбрали РЭЦ. Все просто: решили расширять рынки сбыта и для этого воспользовались доступными мерами господдержки, говорит Жадан. Их перечень широк: поиск и подбор иностранного покупателя, содействие в создании сайта на иностранном языке, сопровождение экспортного контракта, консультации в области защиты интеллектуальной собственности. Компания участвовала в образовательных программах, выставках и бизнес-миссиях, а также разместила продукцию в демонстрационно-дегустационном павильоне РЭЦ в КНР, перечисляет Жадан.

В планах компании – принять помощь в виде субсидии транспортных перевозок продукции, предназначенной для экспорта на внешние рынки, и получить доступ к зарубежной электронной торговой площадке.

Документы на выезд

Есть продукты, которые нельзя вывезти из страны без ветеринарного или фитосанитарного сертификата. В их числе мясо, рыба, яйца, молочная и растительная продукция и многое другое. С 2023 г. запросить оформление этих сертификатов можно электронно, соответствующие сервисы доступны на платформе «Мой экспорт».

Кто: продавец грибов и ягод «Петровил».

/Евгений Разумный / Ведомости

Что сделал: на платформе «Мой экспорт» оформляет фитосертификаты.

Расположенная в Ленинградской области компания «Петровил» изначально задумывалась как ориентированная на европейский рынок компания. Она закупает у населения дикорастущие грибы и ягоды и поставляет их в Литву. Уже оттуда продукция распространяется по всей Европе: рынки, супермаркеты, рестораны и кафе. «Российские лесные грибы очень любят в Европе», – рассказывает гендиректор «Петровила» Ольга Ладик.

Но санкции, введенные ЕС, и последовавший за этим рост расходов заставили руководство компании «пошевелить мозгами». В условиях неопределенности решили диверсифицировать бизнес и выйти на новые рынки. Выбрали Китай, но не знали специфики экспорта в эту страну, а на обучение путем проб и ошибок времени не было, говорит Ладик.

Почему выбрали РЭЦ. Изначально «Петровил» обратился в РЭЦ за контактами для осуществления железнодорожных перевозок и за консультацией по работе с разделом «Таможенное оформление» на платформе «Мой экспорт».

Но поскольку в 2023 г. на портале стало доступно оформление фитосертификата, протестировал и этот сервис. «Работа была объемная», – признается Ладик. Тем не менее обмениваться документами с Россельхознадзором в электронном виде очень удобно и не требует больших трудозатрат. Среднее время получения фитосертификата – три недели. Через сервис оформлением фитосертификатов компания занимается самостоятельно (и получает его за один день. – «Ведомости&»), а сотрудники РЭЦ помогают ей в нестандартных ситуациях, рассказывает Ладик.

Пробная партия замороженных ягод отправилась в Китай в середине ноября, продолжает Ладик. Благодаря «Петровилу» доступ к китайскому рынку получили «бабушки из регионов России», для которых продажа ягод и грибов компании – возможность прибавки к пенсии, считает Косарева: «Модель выгодна всем участникам рынка. Компания-оптовик получает надежных поставщиков, которым интересно работать. Семьи, которые договариваются с такой компанией, обеспечены работой на все лето».

При этом, дополняет Тузов, объем рынка Китая такой, что главная проблема сводится к тому, чтобы удовлетворить спрос, а не продать – если продукция попала в тренд.

Кто: производитель мясных продуктов «Торес».

/iStock

Что сделал: на платформе «Мой экспорт» оформляет ветеринарные сертификаты.

«Торес», по собственным данным, – второй по объему производитель мясной продукции в Краснодарском крае. В ассортименте компании – более 200 наименований мясной продукции, том числе замороженные полуфабрикаты. Объем ее производства – 600 т в месяц. Предприятие работает с большинством федеральных и локальных сетей Краснодарского края: «О’кей», «Ашаном», «Пятерочкой», «Перекрестком», «Магнитом», «Лентой».

Экспорт не новое направление деятельности для компании, с 2015 г. она поставляет мясные полуфабрикаты в Республику Абхазию. Однако с тех пор процессы изменились. Раньше оформление документов на выпуск ветеринарного сертификата происходило на бумажных носителях: готовили пакет документов по отправляемой партии (оригиналы плюс копии), подавали в Россельхознадзор вместе с продукцией, рассказывает менеджер по оформлению таможенных документов Анастасия Соснина. Но с 1 сентября 2023 г. участники рынка могут оформлять заявки на платформе «Мой экспорт».

Почему выбрали РЭЦ. «Торес» одним из первых начал тестовое оформление заявок на платформе «Мой экспорт». «Все запросы быстро регистрировались, инциденты решались в кратчайшие сроки», – рассказывает Соснина.

Перевод процессов в онлайн – результат целенаправленной работы РЭЦ и Россельхознадзора, говорит представитель РЭЦ. «Теперь экспортер подает онлайн-заявку на получение нужного разрешительного документа. Указанные данные проверяются дистанционно. Внести корректировки или подать заявку на новый сертификат можно в несколько кликов, без дополнительного сбора данных или тем более бумаг. Сведения об оформленном сертификате сразу поступают в личный кабинет пользователя», – подчеркивает представитель РЭЦ.

Впрочем, получить бумажный документ по нормам международного законодательства все равно придется: при вывозе товара за рубеж таможенные органы стран-импортеров принимают сертификаты только на бумаге. &