Проводник за рубежом

Как сервис «Профессионалы экспорта» помогает компаниям осваивать новые рынки
Максим Стулов / Ведомости

По данным Федеральной таможенной службы, российский экспорт в 2022 г. вырос почти на 20% до $591,5 млрд. Интерес к российской продукции за рубежом очень высокий: российские экспортеры могут предложить рынку товары, оптимальные по соотношению цена/качество, рассказывала РБК гендиректор Российского экспортного центра (РЭЦ) Вероника Никишина. Чтобы стать экспортером, компании предстоит решить множество вопросов: как построить логистику и правильно оформить документы, где найти покупателя и проверить его репутацию. Для их решения с 2021 г. на цифровой платформе «Мой экспорт» работает b2b-маркетплейс «Профессионалы экспорта». Его задача – помочь компаниям выйти на зарубежные рынки и поддерживать объемы экспорта.

Работает это так: экспортер в зависимости от стоящей перед ним задачи выбирает на маркетплейсе подходящего исполнителя, который поможет эту задачу решить. Все эксперты-исполнители на «Профессионалах экспорта» прошли аккредитацию РЭЦ и проверку качества предлагаемых услуг.

Обычно в штате только осваивающих экспорт компаний нет специалистов по ВЭД, поэтому будущий экспортер может либо их нанять, либо найти на «Профессионалах экспорта», ориентируясь на активность исполнителя и его рейтинг, рассказывает индивидуальный предприниматель (ИП) Илья Шпирт, который сам консультирует на платформе. Исполнители предоставляют платные, бесплатные услуги, а также услуги с господдержкой, в последнем случае – при участии центров поддержки экспорта (ЦПЭ). Сейчас на «Профессионалах экспорта» зарегистрировано 483 исполнителя. «Ведомости&» поговорили с экспортерами и экспертами-исполнителями, вот несколько примеров их работы.

Роботы едут за границу

Компания Robbо из Петербурга – разработчик и производитель робототехнических EdTech-наборов. Компания создает комплексные решения для организации уроков робототехники, программирования и 3D-печати. В числе ее продуктов – «Роббо-лаборатория», «Роббо-робоплатформа» и 3D-принтер. Производственные площадки расположены в Санкт-Петербурге и Китае, офисы компании открыты при поддержке местных правительств в Финляндии, Японии, Китае.

С начала запуска платформы «Мой экспорт» Robbо пользуется большинством предоставляемых услуг: участвует в бизнес-миссиях, международных выставках, получает господдержку на сертификацию и охрану объектов интеллектуальной собственности. «Нам нравится уровень качества работы исполнителей и объем предоставляемых услуг – они соответствуют запросу рынка», – говорит представитель компании Оксана Алимберова.

В июне 2023 г. Robbo решила выйти на новый для себя рынок Турции и для этого воспользовалась услугой по поиску иностранного покупателя с господдержкой на маркетплейсе «Профессионалы экспорта». Результат порадовал, рассказывает Алимберова. За короткое время составлен список потенциальных покупателей, в который вошло 42 компании. После контактов с ними сформирован список из 10 подтвердивших свою заинтересованность покупателей. С четырьмя из них Robbo уже провела Zoom-встречи. Пока заключенных контрактов нет, поскольку мы продолжаем взаимодействие с потенциальными покупателями, говорит Алимберова.

Рыбная продукция через полмира

ИП Ольга Харченко занимается поставками рыбной продукции из Камчатского края. До недавнего времени она продавала ее только на Камчатке, но решила развивать экспорт. «Рынки сбыта меняются, привычные логистические связи трансформируются – самое время открыть новые направления», – рассказывает Харченко.

В качестве тестового направления она выбрала Сербию. «Мы решили попробовать завести туда новый продукт – сейчас товара, который мы планируем предложить, там просто нет», – объясняет Харченко, не называя, какой именно продукт планирует поставлять в страну.

В начале августа, во время поиска информации о необходимых документах для экспорта, Харченко наткнулась на платформу «Мой экспорт» («Профессионалы экспорта» – ее часть. – «Ведомости&») и поняла: ее использование сильно упростит процедуру экспорта. Предпринимательница воспользовалась услугой по таможенному оформлению через ЦПЭ с господдержкой, и для нее это было бесплатно.

Отгрузка продукции в Сербию планируется в ближайшие дни, говорит Харченко. «Если бы мы подавали документы в необходимые ведомства самостоятельно, то весь процесс занял бы гораздо больше времени», – отмечает она. Пока компания отправит в страну «тестовые» 100 кг, чтобы посмотреть подводные камни, затем планирует увеличить поставки в 10 раз.

/Максим Стулов / Ведомости

Секреты упаковки

ИП Шпирт в прошлом опытный экспортер. В 2014–2018 гг. он занимался поставками детских товаров в 30 стран мира и прошел весь путь по подготовке, адаптации товаров, выбору рынков сбыта и сертификации. На сервисе «Профессионалы экспорта» он уже около года консультирует компании в том числе по упаковке, маркировке и подготовке к сертификации экспортируемых товаров.

«Я помогаю экспортерам оформить этикетки, инструкции, упаковки в том формате, в котором это требуется на целевом рынке. Понятно, что товар в русской упаковке не подходит, нужно переделать на другой язык, поставить необходимые значки, разместить инструкцию», – рассказывает Шпирт.

По его словам, чаще всего за консультацией обращаются компании, которые производят продукцию с жесткими требованиями в экспортных странах – это, например, продукты питания, игрушки, электрическая техника.

Эксперты с господдержкой

В лидерах по оказанию услуг с господдержкой на платформе «Профессионалы экспорта» – ЦПЭ из Санкт-Петербурга (услуга «поиск иностранного покупателя»), ЦПЭ Республики Башкортостан («организация электронной торговли»), ЦПЭ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также Новосибирской области и Чувашской республики.

В этом году при поддержке Санкт-Петербургского ЦПЭ одна компания из отрасли машиностроения уже заключила контракт с зарубежным партнером, две – из туризма и робототехники – планируют, еще две компании – из сферы машиностроения и производства мебели – отправили на экспорт тестовые партии продукции, приводит примеры Екатерина Артюшенкова, заместитель гендиректора АНО «Санкт-Петербургский ЦПЭ».

За девять месяцев 2023 г. услугами региональных ЦПЭ воспользовалось более 29 000 компаний малого и среднего бизнеса, 2200 компаний при поддержке ЦПЭ заключили экспортные контракты на общую сумму свыше $778 млн, говорила директор по развитию региональной инфраструктуры поддержки экспорта РЭЦ Наталья Минаева на Всероссийской конференции инфраструктуры поддержки экспорта, которая проходила в Новосибирске 23–25 октября.

«В этом году ЦПЭ уже помогли большему количеству компаний, чем в прошлом, – мы видим рост на 40%, и это говорит о том, что все больше малых и средних предприятий осознают, что экспорт проще и доступнее, чем кажется на первый взгляд. Специалисты ЦПЭ и РЭЦ помогают бизнесу сделать первые шаги на внешних рынках, поддерживают на всем экспортном пути от выбора рынка и поиска партнера до организации логистики и компенсации затрат на транспортировку продукции», – подчеркнула Минаева.

В чем помогут эксперты

На платформе можно получить 35 услуг по девяти направлениям, из них восемь услуг с господдержкой для компаний сегмента МСП. Скоро появится еще четыре услуги с государственной поддержкой: содействие в транспортировке продукции; сертификация, стандартизация, получение необходимых разрешений для экспорта продукции; участие в международных бизнес-миссиях; участие в международных выставках, указывает РЭЦ.

Использование сервиса «Профессионалы экспорта» приносит несомненные преимущества. Предприниматели имеют возможность развивать свой бизнес на внешних рынках, получая необходимые знания и поддержку от опытных профессионалов.

Весь процесс переведен в удобный цифровой формат, позволяя экспортерам с легкостью выбирать подходящие услуги и исполнителей.

Самые популярные из услуг – организация электронной торговли (предполагает размещение и продвижение товаров на зарубежных маркетплейсах. – «Ведомости&») и поиск иностранного покупателя, отмечают в РЭЦ.

Также на сервис можно обратиться для анализа выбранного рынка, юридического анализа внешнеторгового контракта или за консультацией по вопросам логистики – эксперты помогут составить оптимальный маршрут с учетом вида транспорта и параметра груза, а также правильно оформить необходимые для экспорта документы.

Компании, которые только планируют заключить экспортный контракт, могут обратиться к эксперту за консультацией по вопросам таможенного оформления, валютного контроля, применения нулевой ставки НДС. А опытные экспортеры могут воспользоваться услугами таможенного представителя, чтобы не декларировать товары самостоятельно.

Всего с начала работы маркетплейса «Профессионалы экспорта» зарегистрировано около 7500 обращений за услугами от 2600 экспортеров. &