Тектонические сдвиги

Как будет меняться цифровой ландшафт России
iStock

Среднегодовой темп роста российской IT-отрасли за последние пять лет составил почти 28%, а ее вклад в ВВП страны за этот период увеличился практически в 2 раза до 2,2% ВВП по итогам 2024 г., писали «Ведомости». Участники рынка полагают, что следующим этапом развития станет заполнение пустующих ниш и консолидация вокруг лидирующих игроков.

Рост во всех направлениях

Спрос на отечественные корпоративные решения за последние пять лет вырос в России в 2–3 раза, а по отдельным категориям, таким как системы управления базами данных (СУБД) для облачной инфраструктуры, – более чем в 10 раз, заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин в апреле 2025 г. К 2030 г. 80% российских организаций ключевых отраслей должны перейти на отечественные программные продукты.

По оценкам НИУ ВШЭ, в 2024 г. объем российского IT-рынка вырос на 15%, превысив 3 трлн руб., а к 2029 г. может достичь 4,7 трлн руб. Текущий этап развития российского IT-рынка характеризуется не только количественным ростом, но и глубокими качественными изменениями, считает генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко.

По данным Ассоциации разработчиков программных продуктов, в России на 2024 г. насчитывалось свыше 200 000 IT-компаний, что вдвое больше по сравнению с 2022 г. Старший вице-президент Сбербанка Кирилл Меньшов связывает такой прирост с притоком новых команд и господдержкой. «За последние два года объем проектов в этой сфере, по нашим оценкам, вырос на 30–40%. Количество проектов по переходу на российские IT-продукты выросло в 2,5 раза начиная с 2022 г.», – добавляет директор центра инфраструктурных решений «Инфосистемы джет» Юрий Семенюков.

Пересборка технологий

По словам участников рынка, активный рост российского IT-рынка сопровождается коренной перестройкой его технологического фундамента. Компании массово переходят на отечественные и open source решения (с открытым кодом), формируя новый IT-ландшафт.

«Всего пару лет назад рынок был захвачен западными технологиями – Windows, Oracle, SAP и др., но ситуация резко изменилась», – отмечает Меньшов. По его словам, госструктуры и крупные предприятия массово отказываются от Windows и переходят на отечественные версии Linux, на которые теперь приходится половина закупок. Западные лидеры рынка баз данных типа Oracle также теряют позиции, уступая PostgreSQL с открытым исходным кодом, ставшему основным выбором для российских разработчиков.

Основу IT-решений для российских компаний формируют отечественные и open source решения, добавляет Семенюков. Среди операционных систем (ОС), по его данным, по доле продаж лидируют «Альт», Astra Linux и «Ред ОС», занимая до 75% рынка. В сегменте СУБД ключевым стандартом остается PostgreSQL, при этом российские варианты – Postgres Pro и «Ред база данных» – демонстрируют рост спроса в 2–3 раза.

Изменения затрагивают не только базовое программное обеспечение (ПО), но и прикладные системы. Наблюдается рост использования российских ОС и СУБД, а также рост спроса на ERP/CRM-системы (системы для автоматизации бизнес-процессов. – «Ведомости&») российского производства, отмечает Плуготаренко.

Современная IT-инфраструктура – это уже не просто набор из ОС и СХД (системы хранения данных. – «Ведомости&»), а целая платформа, включающая средства контейнерной оркестрации, инструменты автоматизации, конвейеры доставки ПО и многое другое, поясняет Семенюков. «Самым значимым трендом мы видим то, что инфраструктура меняется для соответствия требованиям современных приложений. И многие функциональные блоки, которые раньше относились непосредственно к прикладному ПО, теперь решаются на уровне инфраструктурной платформы», – рассказывает он.

Михаил Яненко, директор К2-9Б Group, считает, что к ключевым элементам, формирующим новый облик отечественного IT-рынка, относятся системы управления IT-инфраструктурой и системы виртуализации и контейнеризации. «Без них невозможно построение прозрачных, безопасных и эффективных цифровых сред», – отметил он.

Важнейшую роль играют также облачные сервисы. По итогам прошлого года объем российского рынка облачных инфраструктурных сервисов (IaaS – инфраструктура как услуга и PaaS – платформа как услуга) сохранил устойчивый рост – более чем на 30%, приводит данные Плуготаренко (подробнее о развитии облаков см. на стр. 04). Облака активно используются для разработки нового ПО, отладки, машинного обучения (MLOps), аналитики больших данных (big data) и других ресурсоемких задач. Александр Лукьянченко, руководитель разработки платформы в «Авито», отмечает, что облачные сервисы стали неотъемлемой частью IT-стратегии большинства российских компаний, особенно в сегменте среднего бизнеса. «ML-платформы позволяют быстро запускать продукты с логикой искусственного интеллекта (ИИ), эффективно используя дорогостоящую инфраструктуру и команды разработки», – говорит он.

Директор по продуктам РТК-ЦОД Александр Обухов добавляет, что облачные сервисы в современной перестройке российского IТ-рынка играют роль фундаментального элемента технологической «пересборки». Это не просто замена ПО, а создание новых облачных продуктов, которые отвечают требованиям национальной безопасности и устойчивости к внешним рискам. «Облака выступают в роли платформы для инноваций и цифровой трансформации – они дают возможность быстро адаптировать решения под новые задачи, использовать современные технологии, не вкладываясь в локальные вычислительные мощности. Теперь это не просто технологический тренд, это основа новой IТ-архитектуры России, позволяющая повысить уровень безопасности и одновременно обеспечить гибкость и скорость развития бизнеса», – говорит он.

«Железный» вопрос

Перестройка технологического стека (набора решений) в России невозможна без решения «железного» вопроса – обеспечения страны собственным IT-оборудованием. Отечественные производители наращивают выпуск серверов, СХД и сетевого оборудования, однако отрасль все еще сталкивается с серьезными вызовами, включая зависимость от импортных комплектующих и необходимость развития производства высокопроизводительных решений.

Опрошенные «Ведомости&» участники рынка и эксперты склоняются к выводу, что российские компании уже добились заметных успехов. Например, по оценкам генерального директора «АМТ-груп» Александра Гольцова, наблюдается рост качества продукции и увеличение локализации в производстве x86/64 серверов и оборудования формата OCP (открытый стандарт для серверных решений. – «Ведомости&»). Позиции отечественных игроков наиболее сильны в сегменте серверов и СХД, где активно развиваются YADRO, «Аквариус» и др., рассказывает Семенюков.

По оценкам Ассоциации разработчиков и производителей электроники, которые приводит Плуготаренко, в 2024 г. доля российских производителей на рынке серверов выросла до 43%, что на 1,7% больше, чем годом ранее.

По мнению Виктора Урусова, руководителя «Скала^р» (группа Rubytech), отечественные производители достаточно хорошо освоили средний сегмент IT-систем и оборудования. «Если говорить о серверах, это процессорные системы; в коммутационном оборудовании это стандарты 25–100G (скорость передачи данных 25–100 Гбит/с. – «Ведомости&»), в сегменте фаерволов это устройства со скоростью передачи 10–20 Гбит/с. Сегодня здесь наблюдается даже избыточное количество вендоров, а значит, спрос заказчиков может быть удовлетворен в полном объеме», – поясняет он.

Тем не менее зависимость от зарубежной электронной компонентной базы остается высокой, особенно по процессорам и материнским платам, признает Семенюков. Хотя отечественные производители уверенно освоили производство базовых и средних серверов и коммутационного оборудования, производство серверов enterprise-уровня (для крупных предприятий. – «Ведомости&»), СХД и коммутаторов для центров обработки данных (ЦОД) остается слабым звеном, признает Дмитрий Кузнецов, директор департамента системной интеграции компании УЦСБ. «Основным ограничением является отсутствие собственной элементной базы, что приводит к высокой себестоимости и отставанию в технологическом плане», – говорит Кузнецов.

«Если говорить про системы хранения для облачных сервисов, то часто операторы вынуждены применять либо корпоративные СХД, которые не являются адекватной заменой облачным блочным хранилищам, либо SDS из перечня open source, которые, строго, говоря не являются российскими разработками и могут использоваться только на свой страх и риск, поскольку для них нет сервисной поддержки разработчиков хоть с какой-либо гарантией», – рассказывает технический директор РТК-ЦОД Алексей Забродин. Но сейчас на сцену начинают выходить промышленные SDS операторского класса с производительностью в классе hi end (высокого уровня), которые сделают очевидный переворот в области программно определяемых хранилищ для облачных сервисов, добавляет он.

Урусов также указал «Ведомости&» на заметный дефицит в сегменте аппаратных решений hi end, в частности многопроцессорных систем и коммутационного оборудования уровня Enterprise. «Это связано не столько с проблемой производственных мощностей, сколько с отсутствием глубокой R&D-экспертизы. Чтобы накопить ее, требуется время», – считает он.

В этих условиях особую значимость приобретает тестирование оборудования и ПО, особенно когда речь идет о высоконагруженных системах и объектах критической информационной инфраструктуры (подробнее см. колонку). «Если говорить про реальные оценки продукции российских производителей, то простым локальным тестированием не обойтись», – считает Забродин. Комплексные методики с профилями и сценариями, приближенными к реальной эксплуатации, просто необходимы для проведения хоть каких-то оценок. «Но и этого мало, необходимы механизмы объективного анализа результатов тестирования и удобной их визуализации. Для такого рода задач необходимо создавать единые инструменты в рамках всей IT-отрасли», – добавляет эксперт.

Курс на укрупнение

Эксперты и участники рынка сходятся во мнении, что в ближайшие годы рынок ожидает укрупнение основных сегментов, в результате которого останутся наиболее сильные и зрелые компании. Плуготаренко считает, что стоит ожидать увеличения количества слияний и поглощений в IT-секторе.

За последние год-два значимого роста числа производителей не наблюдается, скорее общее количество игроков стабилизировалось и проявились очевидные лидеры, добавляет Семенюков. «Консолидации возможны и в ряде случаев происходят, тем не менее все еще сохраняется достаточное и даже избыточное количество игроков на рынке, что затрудняет выбор решения», – говорит он. Основными факторами консолидации, по его мнению, станут технологическая зрелость, способность обеспечивать сервисную поддержку, экономика масштаба и интеграция продуктов. «Жесткие требования регуляторов и заказчиков будут вытеснять менее зрелые решения», – прогнозирует эксперт.

По оценкам большинства экспертов, в ключевых нишах, таких как серверы, ОС и СУБД, в результате консолидации останется от трех до пяти сильных игроков. Урусов более радикален: «В ключевых нишах, на мой взгляд, может остаться максимум по два лидера и некоторое количество второстепенных игроков». Свои позиции сохранят только те компании, у которых есть стабильный рынок сбыта или поток долгосрочных инвестиций, полагает Кузнецов. «Решающую роль сыграет спрос со стороны госсектора и системообразующих предприятий – их заказы фактически определят ландшафт рынка», – считает он.

От продуктов к экосистемам

Для успешной конкуренции на внутреннем рынке российским IT-компаниям необходимо использовать комплексные подходы. «Стоит задуматься о создании экосистем, объединяющих пользователей, разработчиков и сервисы», – полагает Плуготаренко. Лидерство – за экосистемными решениями, уверен и Иван Киреев, управляющий директор «Инферита». «В стратегии надо ориентироваться на развитие (разработку и производство) целого комплекса продуктов: собственного оборудования, собственного технологического инфраструктурного софта и инструментов информационной безопасности. Именно экосистемы будут двигать российский IT-рынок вперед», – считает он.

Наряду с укреплением позиций на внутреннем рынке для многих российских IT-компаний перспективным направлением становится международная экспансия. Одно из направлений с высоким экспортным потенциалом – технологический стек для управления данными, а также платформы ИИ, полагает Урусов. «Вслед за программными решениями идут программно-аппаратные решения, в том числе программно-аппаратные комплексы», – добавляет он.

Разработки в области ИИ, такие как появление эффективных открытых больших языковых моделей, могут быстро менять технологический ландшафт, считает Сергей Андронов, директор центра сетевых решений «Инфосистемы джет». По его словам, ИИ уже сейчас приводит к метаморфозам в IT-инфраструктуре, особенно в части ЦОДов. «Мы наблюдаем дефицит стойко-мест, где можно было бы разворачивать высоконагруженные стойки с ИИ. Речь идет про мощности в 50–60 кВт и более на одну стойку», – сообщил он «Ведомости&», прогнозируя строительство специализированных ЦОДов под ИИ, в том числе с иммерсионным охлаждением. «В любом случае при всем разнообразии мнений и разности суждений о развитии IТ-отрасли в России можно констатировать, что по большинству технологических направлений российские производители вышли на достаточно высокий уровень производимой продукции даже в понимании сравнения с мировыми лидерами», – уверен Забродин. По его словам, видны уже первые шаги к укрупнению игроков и объективным победам сильнейших. «Это нормально и говорит о росте зрелости рынка. Однако без механизмов объективных оценок и аналитики по российской продукции рынку и потребителям будет нелегко двигаться дальше. Необходимо ускорять эти процессы», – уверен эксперт. &