Благотворительность в цифре
Как в России развивается цифровая поддержка НКОВклад некоммерческого сектора России в экономику страны в 2024 г. превысил 2,8 трлн руб. и составил 1,65% ВВП, сообщил в феврале председатель комитета Госдумы по молодежной политике Артем Метелев со ссылкой на данные Росстата и Минэкономразвития. Для сравнения: по данным на конец 2022 г. эти цифры составляли 2 трлн руб. и 1,5% ВВП, пишет сайт Высшей школы экономики (ВШЭ). Несмотря на то что сектор становится все более заметным игроком в обществе, в области цифровизации он пока среди догоняющих. «Ведомости&» поговорили с экспертами о том, как цифровые технологии влияют на социальные проекты в России.
Цифровое неравенство
По данным Росстата, в 2024 г. в России действовало 133 812 социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО). Это на 3280 организаций больше, чем в 2023 г., пишет Агентство социальной информации. По данным регионального рейтинга третьего сектора «Регион-НКО», в 2024 г. суммарные сборы НКО выросли на 15,7% и достигли 901 млрд руб.
Многие эксперты отмечают, что уровень цифровизации сектора не соответствует его масштабу и социальной роли. Несмотря на то что пандемия и последующий рост онлайн-активности ускорили цифровую трансформацию, остается ощутимый разрыв между осознанием у НКО необходимости перехода на новые технологии (76%) и наличием конкретных планов (44%) и бюджета (30%), свидетельствуют данные исследования «Цифровизация некоммерческого сектора: готовность, барьеры и эффекты».
Цифровизация коснулась в первую очередь тех НКО, которые уже использовали информационные технологии в работе, а за время пандемии стали изучать новые инструменты, отмечают исследователи из Центра исследований гражданского общества НИУ ВШЭ. С периода пандемии эксперты отмечают «цифровую поляризацию» НКО: лидеры стали развиваться быстрее, а «аутсайдеры» почти не сдвинулись с места.
Лидеры цифровизации – организации, занимающиеся здравоохранением и социальными услугами, благотворительные НКО. «Цифровые аутсайдеры» – чаще религиозные организации и организации, занимающиеся развитием жилищной сферы, отмечают эксперты ВШЭ.
«Есть заметное расслоение в вопросах цифровизации НКО», – отмечает Юлия Ходорова, директор фонда «Культура благотворительности». По ее словам, цифровизация 1.0 – т. е. соцсети, внутренняя система учета, сайт – это уже стандарт, даже небольшие организации это сделали. «А вот продвинутые инструменты доступны лишь небольшому количеству НКО. Флагманы цифровых решений – это лишь небольшая прогрессивная часть, а не весь сектор», – отмечает Ходорова.
По словам эксперта, лучше всего цифровизированы в НКО фандрайнзинг и коммуникации. Здесь активнее используют современные инструменты и технологии, пользуются платформами и другими решениями. Большой вклад в цифровизацию фандрайзинга внесли платформы онлайн-пожертвований. По данным исследования платформ онлайн-пожертвований, которое ежегодно делает фонд «Культура благотворительности», в России работает не менее 20 благотворительных онлайн-сервисов. Число пользователей на платформах за 2024 г. выросло на 10–20% и составляет около 2 млн человек.
При этом большинство экспертов сходятся во мнении, что информации о том, что происходит с НКО в области цифровизации, крайне мало. «В пул нашего внимания попадает маленький процент организаций, чаще всего самых активных, про остальных мы знаем крайне мало», – отмечает Анна Морозова, создатель онлайн-сервиса управленческого учета для НКО LemonPie.
Инвестируя в добро
Объем финансирования НКО со стороны государства – около 40 млрд руб. в год, заявил на форуме «Технологии добра» 19 ноября 2025 г. Александр Журавский, заместитель начальника управления президента Российской Федерации по общественным проектам. Чиновник отметил, что поддержка будет продолжаться – команды формулируют задачи более масштабно и амбициозно, успешные проекты активно масштабируются. В 2024 г. доноры и грант-операторы начали системно включать цифровые расходы в проектные бюджеты. Так, по данным Фонда президентских грантов, более 20% поданных заявок содержали цифровой компонент. В приоритете – CRM-системы, кибербезопасность, автоматизация документооборота.
Поддерживают цифровые технологии и крупнейшие грантодающие организации. Основатель Charity Solutions Consulting Ирина Меньшенина говорит, что получить средства на диджитализацию можно и у частных крупных доноров и благотворительных фондов, в том числе у Фонда Владимира Потанина, фонда Александра Светакова «Абсолют-помощь». А также у государственных фондов – Фонда президентских грантов, Президентского фонда культурных инициатив и Института развития интернета. По ее словам, НКО привыкли просить деньги на отдельные проекты, хотя самой организации важно продолжать развиваться и сохранять устойчивость. «Цифровизация помогает автоматизировать процессы внутри организации, и многие грантодающие организации это понимают», – уверена Меньшенина.
У некоммерческого сектора есть и собственные IT-решения, разработанные специально под задачи организаций, – так, компания Redermio разработала сразу несколько продуктов: CRM-систему для некоммерческих и благотворительных организаций Cherry CRM, права на которую принадлежат фонду «Дети-бабочки», инструменты фандрайзинга для НКО – платформу Givr. Другой секторный продукт – сервис управленческого учета для НКО LemonPie.
Еще один союзник НКО в процессе цифровизации – бизнес.
Social tech и перестройка сознания
Сегодня работа любой благотворительной организации невозможна без цифровых инструментов и сервисов, указал министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев. «Отрасль IT в этом смысле является социально ответственной. Многие компании предоставляют бесплатно свои образовательные инструменты, сервисы видеоконференций, средства обеспечения безопасности», – сказал он, выступая на конференции «Технологии добра» в 2024 г.
Организатор форума – платформа «Технологии добра» – как раз пример такого сотрудничества: это совместный проект Совкомбанка и «Sk Финтех Хаба» (Фонд «Сколково»). С 2023 г. платформа предоставляет НКО бесплатный доступ к онлайн-продуктам, включая CRM, автоматизацию документооборота, обеспечение кибербезопасности. Сейчас на платформе зарегистрировано 2500 НКО и представлено более 40 онлайн-сервисов от 30 партнерских компаний, говорится на сайте платформы.
У фонда «Яндекса» «Помощь рядом» есть программа «Цифровые решения», которая дает доступ НКО к сервисам «Яндекса» для бизнеса: к сервису «Яндекс 360» (виртуальный офис, включающий корпоративную почту, календарь, облачное хранилище, редактор документов, сервисы для рассылок и проведения телемостов), облачной платформе Yandex Cloud, где можно создавать и совершенствовать свои IT-инфраструктуры (сайты, база данных, сервисы, чат-боты), а также сервису «Яндекс Директ».
VK Tech предоставляет НКО, верифицированным на платформе «VK Добро» или через «Технологии добра», возможность подать заявку на грант по использованию сервисов VK Cloud и VK WorkSpace. О партнерстве платформы «Технологии добра» и VK Tech было объявлено на форуме 19 ноября 2025 г. Благодаря партнерству у НКО появится доступ к облачным и коммуникационным сервисам, в том числе корпоративной почте, мессенджеру, звонкам и виртуальным доскам.
«Авито» за последние три года перечислило различным благотворительным фондам почти 2 млрд руб., делился цифрами управляющий партнер компании Сергей Пивень. По его словам, «Авито» – большая технологическая платформа, которую можно назвать социальной. «Наша миссия – помочь каждому улучшить собственную жизнь и жизнь людей вокруг. Наши пользователи помогают нам реализовать нашу социальную миссию, а мы помогаем им в том же с помощью технологий. С помощью технологий мы объединяем людей», – уверен он.
«Наша главная идея – максимум пользы на каждый вложенный рубль, максимальный возврат на инвестиции, мы хотим, чтобы это стало философией для всего некоммерческого сектора», – объяснил важность участия бизнеса в поддержке НКО Сергей Хотимский, первый заместитель председателя правления ПАО «Совкомбанк», на форуме «Технологии добра» 19 ноября 2025 г.
По его мнению, новый тренд на социальные технологии (Social tech) будет менять индустрию и процессы внутри некоммерческого сектора. «Это многообещающий фундамент, на котором мы можем строить будущее и двигаться вперед», – уверен Хотимский.
«Social tech – это уже отдельная индустрия, она будет как финтех в ближайшие 20 лет», – прогнозирует Алексей Паршиков, зампред правления по работе с партнерами Фонда «Сколково». Для развития направления у фонда есть грантовые программы для предпринимателей, которые создают продукты для НКО, говорит он.
От чат-ботов до ИИ
По мнению Марата Девликамова, исполнительного директора компании Twin, уровень цифровизации НКО пока не превышает 2–3 баллов по 10-балльной шкале. Впрочем, позитивный тренд уже заметен: организации начинают активно внедрять инструменты автоматизации коммуникаций. «Запросы на чат‑боты для сайтов и Telegram показывают, что НКО осознают ценность цифровых каналов для диалога с аудиторией. Если темпы цифровизации сохранятся, прогноз в 7–8 баллов из 10 через 3–5 лет выглядит реалистично», – считает он.
«Разработку новых сервисов мы всегда начинаем с вопроса, действительно ли это нужно НКО. Только заметив какую-то «боль» НКО и убедившись, что им нужна поддержка в каком-то вопросе, мы приступаем к работе», – рассказывает генеральный директор «Совкомбанк Технологий» и лидер проекта «Технологии добра» Вячеслав Литовченко. В конечном счете НКО становятся соавторами проектов. «Мы регулярно собираем обратную связь от команд организаций и дорабатываем продукты, опираясь на их отзывы», – объясняет Литовченко.
Еще одна популярная тема в мире НКО – использование технологий искусственного интеллекта (ИИ). Согласно исследованию Фонда Потанина «Цифровизация и ИИ в работе НКО: новые тренды и перспективы» (2024), сектор движется от простого внедрения онлайн-инструментов к системному использованию данных и ИИ. Так, треть НКО уже тестируют ИИ-инструменты – от чат-ботов до систем анализа обратной связи. 70% руководителей считают нужным разработать этическую политику по ИИ.
Работать с нейросетями НКО учатся, в частности, на курсе «ВыдыхAI» от платформы Givr, созданном под задачи социального сектора (от грантов и фандрайзинга до сопровождения семей и волонтерских программ). «Важно, чтобы НКО перестали бояться технологий. Каждая минута, сэкономленная на рутине, возвращается в миссию, в помощь людям», – объясняет Михаил Письменный, автор курса.
Сами НКО подтверждают, что чат-боты и ИИ весьма помогают в работе. Так, у фонда «Дети-бабочки», сети взаимопомощи женщин «Ты не одна» есть чат-боты для общения с благополучателями и донорами – это один из фандрайзинговых инструментов фондов. Еще один кейс – партнерство «Лиза-Алерт» и «Beeline AI – поиск людей» для поиска пропавших людей по анализу тысяч фотоснимков, снятых с дрона и проанализированных обученной нейросетью. Также НКО создают с помощью нейросетей сайты и образовательные курсы, пишут грантовые заявки и готовят медиаматериалы, отмечают аналитики Фонда Потанина.
«Организации понимают: чтобы оставаться релевантными, нужно быть на связи там, где их аудитория, – в Telegram и на сайте. Интеграция с Max и популяризация этого мессенджера усиливают этот эффект, превращая его в полноценный канал обслуживания, – это главный запрос НКО», – говорит Девликамов.
По мнению Хотимского, в скором времени появятся небольшие благотворительные AI-организации, которые смогут решать огромные задачи – не за счет количества людей, а за счет технологий. «Новое поколение воспримет это с молоком матери, а нам, тем, кто уже работает в индустрии, сегодня брошен вызов: мы должны перестраивать свое сознание, чтобы оставаться актуальными в этой большой цифровой революции», – уверен первый зампред правления Совкомбанка.