От кода до учебного года

Как преподаватели-практики из индустрии приходят в IT-образование и меняют его
iStock

За последние годы в России сформировалась новая модель IT-образования, в которой ключевую роль играют технологические компании. Тысячи профессионалов-практиков стали частью образовательного процесса, внедряя современные технологии и закладывая основу для подготовки квалифицированных специалистов будущего.

Государство пишет правила

Примерно треть российских вузов, готовящих IT-специалистов, заключили соглашения с IT-компаниями – партнерами. Об этом 23 мая на круглом столе по инженерному образованию рассказал замглавы Минцифры Сергей Кучушев, сообщали «Ведомости». В таких партнерствах компании разрабатывают образовательные программы, направляют своих сотрудников для преподавания и организовывают стажировки.

Сейчас разрабатывается методика, по которой крупные IT-компании будут перечислять 5% от сэкономленных на налогах средств на поддержку профильного образования. Минцифры планирует окончательно сформировать правила, чтобы наличие соглашений с вузами стало обязательным для аккредитации таких компаний в 2026 г. Этот механизм, анонсированный министром Максутом Шадаевым в августе 2024 г., будет обязательным для компаний с выручкой свыше 1 млрд руб. и штатом от 100 сотрудников.

По данным «Ведомостей», уже в 2024 г. крупные IT-компании вовлекали в преподавание от 900 до 1000 своих работников (6–7% от всех профильных сотрудников). В нынешнем году этот процесс стал более масштабным, рассказали «Ведомости&» в Минцифры, которое реализует несколько программ подготовки специалистов и преподавателей IT-отрасли. Все они предусматривают активное вовлечение профильного бизнеса в планирование и реализацию такого обучения. Среди программ Минцифры – проект «Цифровые кафедры», запущенный в 2022 г. В 2025 г. в 36 вузах стартовала подготовка высококвалифицированных IT-специалистов по программам топ-уровня, по которым обучается более 8300 студентов.

Часть новых инициатив Минцифры – к примеру, проекты «Топ-ИТ» и «Топ-ДС» – ориентированы на сотрудничество с крупнейшими компаниями на рынке ИИ и IT. По замыслу министерства это позволит вузам разрабатывать ориентированные на реальные потребности индустрии программы. Так, «Яндекс» стал партнером для восьми университетов. Эксперты компании участвовали в разработке образовательных программ и ведут занятия у студентов, рассказывают в компании.

«Участие индустрии в обучении по таким программам – это не только интеграция в содержание обучения передового практического опыта, но и инструмент, позволяющий студентам выйти на орбиту работодателя», – уверены в Минцифры. Всего до 2030 г. на обучение по программам топ-уровня для IT-разработчиков планируется принять не менее 5000 студентов, для лидеров ИИ – 14 700 студентов, добавляют в министерстве.

Последние пять лет активно растет количество зачисляющихся в вузы на IT-специальности и сдающих ЕГЭ по информатике школьников. Так, в 2024 г. на обучение IT-специальностям принято более 215 000 человек на бюджетные и коммерческие места. Одновременно количество сотрудников IT-компаний выросло на 50%. Число специалистов в отрасли на данный момент превысило 1 млн человек и продолжает увеличиваться, приводит статистику Минцифры.

Сделано в партнерстве

Для такого бурного роста индустрии необходимы преподавательские кадры – и они есть, считает доцент факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Евгений Соколов. «Мы не видим общего дефицита интереса к преподаванию у практиков из IT-компаний, – говорит он. – Многим интересно поработать со студентами: для кого-то это отдушина, для кого-то – способ глубже погрузиться в материал». На факультете компьютерных наук, который был основан совместно НИУ ВШЭ и «Яндексом», сегодня открыто пять базовых кафедр с компаниями-партнерами. При этом базовые кафедры в ВШЭ устроены несколько иначе, чем в других университетах: студенты не распределяются и не закрепляются за ними. «Кафедра – это окно, через которое компания взаимодействует с нами, а мы – с компанией», – добавляет Соколов.

Активно развивает различные форматы сотрудничества с IT-компаниями и СПбГЭТУ «ЛЭТИ», говорит проректор по цифровой трансформации университета Иван Холод. Проекты от партнеров для студентов реализуются в виде практик, курсовых проектов, тем дипломов, организуются олимпиады и хакатоны, создаются образовательные треки и магистерские программы, сообщил Холод. В пример он приводит совместные треки с «Яндексом», где теоретическую подготовку ведут преподаватели ЛЭТИ, а проектной деятельностью руководят эксперты бигтеха, обеспечивая интеграцию академических знаний и практического опыта. Подобные треки «Яндекса» сегодня открыты в 27 вузах, и с этого года на них учится более 7000 студентов.

Сейчас у «Яндекса» более 40 вузов-партнеров по всей стране и 100 совместных образовательных программ с университетами, треть из них – в области ИИ. На них преподает более 1200 сотрудников компании. Они разрабатывают образовательные программы для бакалавриатов и магистратур, читают курсы и лекции в вузах, а также ведут образовательную и исследовательскую деятельность в аспирантурах, созданных совместно с компанией. Каждый четвертый эксперт-преподаватель занимается в «Яндексе» ИИ. «Это люди, которые создают новые технологии и фронтиры науки, развивают решения на базе Alice AI, выступают на ведущих мировых конференциях по ИИ. И они готовы делиться своим опытом и экспертностью со студентами», – говорит Кирилл Баранников, руководитель направления стратегического развития высшего образования «Яндекс Образования».

Всего же в образовательной деятельности «Яндекса» задействовано более 2000 сотрудников, которые работают над «Поиском» с «Нейро», Алисой, умными устройствами, автономным транспортом и другими продуктами компании. Они выступают приглашенными лекторами и менторами студенческих команд и проектов, проводят практические занятия и мастер‑классы.

МТС также много лет сотрудничает с вузами, в частности в НИУ ВШЭ ежегодно запускает до восьми курсов, связанных с машинным обучением (ML), рассказывает директор по персоналу МТС Web Services Лия Королева. «Все наши дисциплины преподают непосредственно сотрудники компании с глубокими знаниями и реальным опытом. Это специалисты, которые разрабатывают продукты МТС как для внутренних нужд компании, так и для всего рынка», – подчеркивает она.

Активно выстраивает партнерские отношения с вузами и «Авито», говорит руководитель направления по работе с молодежью в «Авито» Татьяна Семина. В 2024 г. компания совместно с МФТИ впервые запустила магистратуру по data science (аналитика больших данных. – «Ведомости&»). «Сотрудники «Авито» – соавторы учебных программ. Так, в продуктовой магистратуре ВШЭ 60% дисциплин разработаны нашими специалистами, чтобы выпускники были готовы к реальным вызовам индустрии. Опыт привлечения сторонних экспертов помогает разнообразить образовательную программу, лекции наших специалистов – это обязательная часть реализации совместных программ», – считает она. Эксперты «Авито» ведут занятия по дизайну ML-систем или дают задачи, которые показывают, как алгоритмы Python работают в ML и больших языковых моделях (LLM). Таким образом теоретический блок усиливается практическими заданиями, которые обновляются каждый сезон, приводит пример Семина.

Пришел в академическую среду и Ozon. «Мы задействуем разные форматы сотрудничества с вузами: проводим дни карьеры, лекции, хакатоны, соревнования по кибербезопасности, создаем учебные программы, – перечисляет руководитель направления стажерских программ и образовательных проектов Ozon Tech Влада Зиеева. – Наши эксперты участвуют в подготовке выпускных квалификационных работ, защитах дипломов, а также создают задачи по олимпиадному программированию».

Симбиоз науки и практики

Коллаборация между бизнесом и вузом взаимовыгодна для обеих сторон, считает Королева: «Для вуза это возможность разнообразить образовательные программы прикладными дисциплинами, а для компаний – внести вклад в развитие отрасли».

«Один из вызовов интеграции экспертов бигтеха в университеты – в различии культур», – добавляет Баранников. Академия фокусируется на долгом фундаментальном образовании, тогда как для индустрии важными оказываются скорость и прикладные компетенции. «Разработчики часто не имеют опыта системного преподавания, поэтому важно создавать для них методическую поддержку. Тогда студенты университетов смогут действительно глубоко познакомиться с индустриальной практикой в наиболее продуктивной педагогической форме», – отмечает эксперт.

Именно поэтому, по словам Баранникова, в «Яндексе» создана внутренняя школа, где эксперты осваивают образовательные технологии, методы преподавания и проектирования результатов. «В свою очередь, задача университетов – продуктивно встроить индустриальную практику в учебные программы и связать ее с фундаментальными дисциплинами, например математикой или физикой», – продолжает он. По мнению Баранникова, необходимо создавать профессиональные сообщества вокруг университетов, которые будут удерживать интерес IT-специалистов к преподаванию и формировать устойчивые связи с академической средой. При этом главными бенефициарами сотрудничества вузов и бигтехов являются студенты, получающие прикладные знания.

«Открытым остается вопрос баланса между фундаментальным образованием и индустриальной практикой, – отмечает Баранников. – В разных образовательных моделях могут быть разные подходы. Кто-то идет по принципу «2 + 2», посвящая первые два курса фундаменту, а последующие – специализации. Кто-то добавляет практику в виде курсов по выбору уже с первого года обучения. Ключевая мысль подобных моделей состоит в том, что студент за время учебы в университете может соприкоснуться с разными типами знания. От каждого он берет особый тип мышления. Так, например, погружение в исследования и науку помогает научиться ставить гипотезы, сомневаться и доходить до самой сути. С другой стороны, работа с индустриальными проектами растит компетенции создания решений и умение их воплощать в реальность». Эксперт уверен, что в поиске оптимальной образовательной модели лежит потенциал развития современного IT-образования.

Для оперативного реагирования на изменяющиеся потребности IT-отрасли в учебные планы ЛЭТИ заложена повышенная гибкость – значительная часть дисциплин реализуется по выбору и в проектном формате, отмечает Холод. Это позволяет быстро внедрять новые образовательные треки, включая разработанные совместно с партнерами. У вуза в планах расширение сотрудничества с бизнесом: при ЛЭТИ создается экспертный совет по IT с участием ведущих технологических компаний, делится проректор. «Совет будет координировать нашу совместную научно-образовательную деятельность и разрабатывать новые подходы к подготовке кадров», – добавил представитель ЛЭТИ.

Активно вовлекает студентов в практическую деятельность Ozon, у которого создан свой формат погружения студентов в практические задачи компании – «Школы стажера», рассказывает директор по обучению и развитию Ozon Елизавета Князева. «Это не просто разовые встречи, а целые серии практических воркшопов и лекций, погружающих студентов в реальные рабочие процессы», – отмечает Князева. Внутри команды Ozon существует специальная программа Ozon Expertplace, которая поощряет преподавательскую деятельность сотрудников. «Также у компании есть совместные программы и специализация в рамках магистратур и бакалавриата, – добавляет Князева. – Например, в партнерстве с ИТМО были разработаны программы «Проектирование и разработка систем больших данных» и «Промышленная бэкенд-разработка».

Менять и создавать в учебном процессе

«Вовлечение сотрудников в содержание и проектирование учебных программ – один из принципиальных вопросов для «Яндекса», который недавно запустил новое направление в магистратуре вместе со «Сколтехом», – приводит пример Баранников. Направление посвящено AI Robotics, где робототехника интегрируется с ИИ: команда Yandex Robotics помогала проектировать содержание учебной программы с учетом запросов индустрии.

Эксперт компании приводит и другой пример: программа AI360 – ИИ-бакалавриат «Яндекса», «Сбера» и пяти университетов-партнеров, в которой пересобрали структуру сильнейших программ в университетах. «Например, темы, посвященные ML, теперь изучают не на 3–4-м курсе, а уже в первые годы обучения», – рассказывает Баранников.

Раньше у студентов с первых дней учебы могло появиться слишком много возможностей: их ждали все крупные технологические компании, они могли идти на стажировки, устраиваться на работу или выбирать лаборатории своего вуза, говорит Соколов. «Решением стала программа AI360, благодаря которой студенты с 1-го курса полноценно вовлечены в исследовательскую работу, могут на этом фокусироваться, не распыляясь на поиск карьерных опций, – рассказывает он. – Это работает: по итогам первого года видно, как студенты существенно прокачивают фундаментальные знания, осваивают серьезные разделы компьютерных наук и получают первые научные результаты».

Королева отмечает, что МТС полностью финансирует преподавательскую деятельность как своих экспертов, так и вузовских преподавателей и активно участвует в экспертных мероприятиях для обмена опытом. «Начав с интеграции в образовательный процесс и работы со студентами, мы планируем развивать сотрудничество с вузами через проекты для преподавателей», – указывает она.

По мнению Баранникова, любые образовательные реформы и инициативы требуют параллельного развития самих преподавателей. «Простое создание новых программ без работы с педагогическим сообществом недостаточно эффективно», – уверен эксперт. По его данным, в 2025 г. «Яндекс» обучил основам IT-разработки почти 400 преподавателей из 27 вузов в 18 регионах. Теперь они учат около 7000 будущих IT-специалистов. Кроме того, более 250 научных руководителей из 11 университетов прошли обучение работе с ИИ-инструментами – от основ промптинга (метод написания запросов нейросети) до создания собственных ИИ-ассистентов. В планах – расширять работу с сообществом преподавателей и масштабировать успешные проекты по интеграции ИИ в их профессиональную деятельность. &