Олег Борунов: «У инвесторов есть большой спрос на новые имена»

Заместитель председателя правления Московского кредитного банка о тенденциях на рынке инвестиций
Евгений Разумный / Ведомости

Прошлый, 2020 год стал неожиданно успешным для российского фондового рынка. Несмотря на глобальный кризис, вызванный пандемией новой коронавирусной инфекции COVID-19, год ознаменовался размораживанием IPO российских компаний, беспрецедентным ростом количества частных инвесторов и выпуском зеленых облигаций на 100 млрд руб. О том, почему так получилось и чего ожидать дальше, зампред правления Московского кредитного банка (МКБ) Олег Борунов рассказал в интервью «Ведомости&».

«Вырос спрос на акции»

– Каким был 2020 год для банковского рынка и МКБ?

– Участники рынка неплохо адаптировались к тем условиям, которые принес нам непростой 2020 год. Появились новые возможности, которыми воспользовались и мы. Для инвестиционного направления МКБ это был один из самых успешных годов за все время существования. Например, на рынке долгового капитала мы закрыли 75 сделок на сумму более 1 трлн руб. – для нас это абсолютный рекорд. Причем размещали ценные бумаги не только российских эмитентов, но и зарубежных. Мы стали одним из организаторов дебютного выпуска минфина Казахстана по размещению рублевых суверенных облигаций (объем выпуска составил 40 млрд руб. – «Ведомости&»). Выступили организаторами выпуска облигаций крупнейшего продуктового ритейлера Белоруссии «Евроторг» на Московской бирже (объем выпуска составил 5 млрд руб. – «Ведомости&»), а также организовали ряд сделок для международных финансовых организаций – ЕАБРа, МИБа, МБЭСа. А ближе к концу года разместили рублевые зеленые вечные бонды РЖД. Сделка была уникальной как по направленности инвестиций (это новое для российского рынка ESG-направление), так и по объему – 100 млрд руб. Также для РЖД был организован выпуск социальных еврооблигаций объемом 25 млрд руб. Данная транзакция стала первой сделкой по размещению российским эмитентом социальных евробондов на международном рынке капитала.

– Как для российских компаний складывается ситуация на рынке IPO?

– Мы ожидали, что российские компании начнут активно проводить первичные размещения акций на мировых фондовых биржах еще в 2018 г. Но тот год ознаменовался двумя раундами санкций против России и увеличением волатильности рынков. Поэтому сделок не было. Затишье в 2019 г. было связано с тем, что эмитенты ждали, когда откроются окна возможностей.

2020 год, несмотря на пандемию коронавируса и глобальный локдаун, стал периодом бурного оживления рынка IPO, особенно для технологических компаний. Мы увидели размещения интернет-ритейлера Ozon, девелоперской группы «Самолет», долгожданное размещение судоходной компании «Совкомфлот», а в этом году – ритейлера Fix Price. Мы ожидаем еще несколько крупных рыночных сделок, часть из которых уже активно обсуждается в инвестиционном сообществе.

IPO – это длительный процесс. С момента, когда компания принимает решение о размещении, до самого размещения, как правило, проходит 1,5–2 года. Но из-за внешних обстоятельств в 2018–2019 гг. российские компании отложили размещения в долгий ящик. Сейчас мы ожидаем, что все больше из них будут проводить IPO или SPO. Мы видим, что у инвесторов есть большой отложенный спрос на новые имена. Это заметно и по рынку долгового капитала: спрос на облигации новых эмитентов с хорошим рейтингом значительно выше, чем на облигации компаний, которые уже присутствуют на рынке.

Олег Борунов, заместитель председателя правления Московского кредитного банка

● Родился 22 ноября 1979 г.
● В 2002 г. окончил Государственный университет управления по специальности «финансы и кредит». Работает в финансовой сфере 23 года, из них 17 лет – на руководящих позициях. Так, Борунов занимал руководящие должности в компаниях, работающих в инвестиционно-банковской сфере: в «ВТБ капитале», банке ВТБ, Deutsche Bank, Объединенной финансовой группе. В этих компаниях Борунов отвечал за построение и развитие инвестиционно-банковского направления в России и за рубежом.
● С сентября 2017 г. работает в МКБ. В настоящее время занимает должность заместителя председателя правления, курирует блок инвестиционного бизнеса МКБ и МКБ private banking.
● C осени 2018 г. является также независимым членом совета директоров Sova Capital limited.

Тем не менее рынок IPO крайне неустойчив. Планы бизнеса могут измениться в один момент под воздействием внешних обстоятельств. Мы внимательно следим за санкционной риторикой, этапами глобальной вакцинации, чтобы оперативно реагировать на движения рынка вместе с клиентами.

– Какие инвестиционные инструменты будут пользоваться спросом в этом году?

– Сейчас мы советуем нашим клиентам покупать облигации федерального займа – цены на них привлекательны для инвесторов после роста доходности с начала года на 100–150 базисных пунктов.

В прошлом году, несмотря на кризис, вызванный пандемией COVID-19, вырос спрос на акции. Это можно заметить, например, по количеству открытий брокерских счетов. Тенденция продолжилась и в этом году. Сейчас спрос на акции значительно больше, чем мы видели за последние несколько лет. Клиенты формируют корзины из акций с привлекательной дивидендной доходностью.

/Евгений Разумный / Ведомости
– Вы запустили брокерское направление для частных инвесторов в конце прошлого года именно потому, что увидели такой высокий спрос?

– Создание онлайн-платформы «МКБ инвестиции» для розничных клиентов стало логичным развитием направления инвестиционного банкинга (в конце 2020 г. МКБ приобрел компанию «Регион инвестиции» и переименовал ее в «МКБ инвестиции», она занимается предоставлением брокерских услуг частным инвесторам. – «Ведомости&»). Банк принял решение о создании инвестиционного бизнеса в конце 2017 г. с фокусом на продукты для корпоративных клиентов. Мы активно и успешно развивались последние три года, достигли успехов. Теперь мы готовы передавать нашу экспертизу частным инвесторам.

Это направление очень перспективно: у нас постоянно растет количество новых клиентов, увеличивается общий торговый оборот операций, проведенных через нашу платформу. В феврале мы вошли в топ-5 рейтинга Московской биржи по обороту на рынке акций и паев (с объемом операций в размере 256,8 млрд руб. – «Ведомости&»). А уже в марте мы достигли рекордного для рынка прироста – обороты составили 337 млрд руб.

На 1,2 трлн руб. возросли активы физлиц на брокерском обслуживании с января по ноябрь 2020 г. – до 6,7 трлн руб., по данным Банка России. Количество людей, имеющих брокерские счета на Московской бирже, за 2020 г. выросло почти на 5 млн до 8,8 млн человек. В марте был преодолен порог в 11 млн клиентов (по данным Мосбиржи).

Мы продвигаем «МКБ инвестиции» как отдельный бренд. В начале марта «МКБ инвестиции» стали партнером Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) на период этапа плей-офф этого сезона. Аудитория КХЛ – более 50 млн человек, хоккей смотрят как мужчины, так и женщины. К тому же наша страна показывает хорошие результаты в хоккее на международной арене. Поэтому мы очень довольны таким партнерством, для нас оно не разовое, а стратегическое. Мы активно продвигаем «МКБ инвестиции» среди существующих клиентов банка. И наоборот: за счет «МКБ инвестиций» хотим привлечь в банк новых клиентов. То есть этот сервис – элемент экосистемы, в которой мы предлагаем потребителям полный спектр финансовых продуктов.

– Сотрудничество со спортивными организациями и спортсменами –  это часть вашей стратегии?

– Мы выделили спорт в отдельное направление внутри МКБ private banking. Его возглавляет профессиональный спортсмен, в прошлом – футбольный вратарь Илья Чебану. Он понимает потребности спортсменов, разговаривает с ними на одном языке, дышит с ними одним воздухом. В этом наша уникальность, и мы видим, что у спортсменов действительно есть спрос на наши услуги.

Мы не только предлагаем им финансовые инструменты, но и занимаемся повышением финансовой грамотности спортсменов. Например, недавно в рамках серии образовательных лекций для юных спортсменов Российской премьер-лиги Чебану провел встречу, на которой простым языком рассказал, что такое финансовые инструменты, как правильно инвестировать, какие первые шаги нужно делать в этом направлении. Особенно это актуально для молодых спортсменов, которые только начинают строить карьеру. Ведь они сильно заняты, постоянно находятся на сборах. И при этом вокруг них крутится большое количество непонятных консультантов. Мы хотим, чтобы спортсмены занимались своей работой, а мы, как надежный финансовый партнер, поможем им сохранить и приумножить свой капитал.

ПАО «Московский кредитный банк» (МКБ)

Универсальный коммерческий банк, предоставляющий весь спектр банковских услуг для корпоративных и частных клиентов, а также для финансово-кредитных организаций. Банк входит в список системно значимых кредитных организаций, утвержденный Банком России.
Банк был основан в 1992 г. Бенефициарным владельцем банка является бизнесмен Роман Авдеев. Второй частный банк по объему активов по итогам 2020 г. (данные рэнкинга «Интерфакс-100»).
Надежность и устойчивость МКБ подтверждается рейтингами ведущих российских и международных агентств: А от АКРА; А от «Эксперт РА»; Ba от Moody’s; BB от Fitch; ВВ- от S&P; А+.ru от НКР. МКБ первым среди российских банков получил ESG-рейтинг от агентства RAEX-Europe на уровне BBB[esg].
Чистая прибыль банка в 2020 г. выросла в 2,5 раза до 30 млрд руб.

– В сегменте private banking еще есть свободные ниши?

– Я считаю, что есть. Мы создаем формат, при котором за каждым клиентом закрепляется группа специалистов по разным направлениям в зависимости от его желания и потребности. Таким образом, формируем индивидуальное решение под каждого клиента.

Мы активно развиваемся и видим, что индивидуальный, или бутиковый, подход действительно востребован. Потому что большие банки предлагают в основном коробочные решения как раз из-за большого количества клиентов. МКБ находится в стадии развития, когда мы хотим и готовы предложить индивидуальный подход и индивидуальное решение для каждого из наших клиентов.

Private banking – комплекс финансовых и нефинансовых услуг, который банки предлагают состоятельным клиентам. Он включает в себя индивидуальную систему обслуживания, в том числе улучшенные ставки и расширенные лимиты кредитования, более выгодные курсы обмена валюты и т. п. Также для клиентов сегмента private banking оказывается налоговая и юридическая поддержка, помощь в предоставлении услуг наследственного планирования, family office и проч. Нижний порог вхождения в сегмент обслуживания состоятельных клиентов у каждого банка свой. Банки выделяют private banking в отдельное направление бизнеса.

В прошлом году у клиентов сегмента private banking был большой спрос на инвестиционные продукты, и объем средств, находящихся под нашим управлением, вырос на 43% по сравнению с 2019 г. А еще мы открыли новый офис в Санкт-Петербурге в историческом месте на Невском проспекте. Это направление для нас очень важное, поэтому мы будем активно развивать его и дальше.

«Еще в прошлом году многие компании не знали, что такое ESG»

– Возвращаясь к зеленым облигациям РЖД – чем был вызван повышенный интерес инвесторов? Тем, что эмитент – РЖД, или тем, что облигации зеленые?

– Наверное, и то и другое. РЖД – высококачественный эмитент, и спрос на его ценные бумаги всегда высокий. Но дополнительным фактором стала новизна инструмента. Направление ESG активно развивается в Европе и США, соответственно, растет интерес к нему и у нас. Недавно мы были одним из организаторов размещения социальных бондов МТС (на 4,5 млрд руб. – «Ведомости&»). Эмитенты все чаще включают в свою повестку социальные и зеленые проекты.

Мы, как банк, который первым в России получил ESG-рейтинг, считаем себя пионерами и где-то, может быть, проводниками для наших эмитентов. Думаю, что тенденция к размещению зеленых и социальных облигаций усилится ко второй половине 2021 г. по мере формирования нормативной базы, которая позволит инвесторам лучше чувствовать себя в данном сегменте, а эмитентам – прописывать в стратегиях дополнительные KPI по линии ESG. Рассчитываю, что в этом году 7–10 эмитентов разместят зеленые и социальные облигации, а мы выступим организаторами как минимум в пяти таких размещениях.

– У российских эмитентов и инвесторов вообще есть понимание, что такое зеленые проекты и почему это важно?

– Эта культура только начинает формироваться у нас в стране, но развивается довольно быстро. Еще в прошлом году многие компании не знали, что такое ESG, а сейчас эмитенты в своих программах ставят в повестку выпуск зеленых или социальных облигаций. Мы это видим по нашим клиентам из разных отраслей. С другой стороны, у многих корпоративных инвесторов, особенно у западных фондов, прописано в стратегиях, что они инвестируют в компании, которые придерживаются принципов ESG.

Но в целом инвесторы во всем мире ориентируется в первую очередь на риск и доходность. И если доходность обычной облигации компании будет выше, чем зеленой, инвестор, скорее всего, выберет первую. Поэтому нужны дополнительные меры поддержки, которые сделают зеленые и социальные облигации более привлекательными в глазах инвестора даже при пониженной доходности по сравнению с классическими инструментами. Эти меры сейчас в проработке у ЦБ, правительства и Московской биржи. Я уверен, что, как только будет понятна программа мер поддержки, список эмитентов, готовых выйти на рынок, сильно расширится.

Зеленые облигации – это долговые ценные бумаги, которые выпускаются, чтобы привлечь инвестиции в проекты, направленные на улучшение экологической ситуации или минимизацию наносимого природе вреда. Социальные облигации – бумаги, выпускаемые с целью решения социальных проблем в сфере здравоохранения, образования и т. д.

– О намерении выпустить зеленые облигации в этом году первой из российских регионов объявила Москва. Будут ли пользоваться спросом государственные зеленые облигации и могут ли подобные инструменты стать заметным источником финансирования для регионов и муниципалитетов?

– Правительство Москвы – хорошо востребованный у инвесторов эмитент, потому что у него высокий кредитный рейтинг. Зеленые облигации Москвы точно будут востребованы, и их размещение подаст правильный сигнал другим субъектам Российской Федерации. Ведь сейчас важно, чтобы кто-то показал пример. Я думаю, что у каждого субъекта есть большое количество проектов, на которые могут быть направлены средства, привлеченные от продажи зеленых или социальных облигаций. Поэтому я не вижу причин, почему бы не использовать этот инструмент для привлечения финансирования.

– Вы можете отказаться сотрудничать с компанией из-за того, что она не придерживается ESG-принципов?

– Такая практика уже существует на европейском рынке – банки предъявляют ESG-критерии к своим заемщикам. И этот тренд постепенно приходит к нам. Но я не ожидаю, что это произойдет одномоментно и завтра мы откажемся от финансирования отдельных отраслей. При этом компании, которые сейчас вообще не ассоциируются с зеленой политикой, будут принимать меры, чтобы изменить это восприятие у инвесторов и рынка. Сами требования по соответствию ESG будут постепенно ужесточаться. Мы ожидаем, что через какое-то время бизнес уже не будет представлять своей жизни без следования принципам ESG. &