Станислав Иодковский: «Будущее за экосистемностью»
Гендиректор IVA Technologies о рынке корпоративных коммуникацийЗа последние несколько лет технологии коммуникаций шагнули далеко вперед, причем темпы их развития постоянно ускоряются. В 1876 г. Александр Белл получил патент на телефон, 125 лет спустя, в начале 2000-х, крупные компании все еще занимались внедрением офисных телефонных станций, а сейчас к телефонии добавились электронная почта, мессенджеры, видеосвязь – рынок выдает новинки ежегодно. Пора переходить на новый уровень – мы считаем, что будущее корпоративных коммуникаций за экосистемами, которые будут бесшовно, эффективно и безопасно интегрировать все способы связи и сопутствующие им сервисы, создавая для пользователей единую рабочую среду.
Один за всех
Как мы видим по своей практике, пользователи базово хотят общаться по видеосвязи, оперативно получать корпоративные сообщения, звонить абонентам, у которых нет интернета, легко включать их в конференции, отслеживать список своих задач. Причем желательно с любого устройства и без привязки к месту. Но это не все: сегодня пользователю нужны современные сервисы с искусственным интеллектом вроде синхронного онлайн-переводчика с любого языка мира, цифрового ассистента, который автоматически протоколирует разговор, находит нужные документы, делает резюме встречи, добавляет задачи исполнителям в task manager, а также ведет деловую переписку, создает проекты документов и презентаций на разных языках.
Безусловно, все решения – ВКС, мессенджеры, почту – можно закупить и использовать отдельно. Но это нерационально: тестирование и скрещивание между собой различных IT-систем требует много времени и денег. Проще обращаться в единое окно, где все работает «по одной кнопке». Когда решения действуют на одной платформе как экосистема, появляется гораздо больше возможностей их взаимодействия в едином интерфейсе.
Еще один плюс экосистемы – масштабируемость, когда группу продуктов можно протестировать в одном подразделении, а потом оперативно развернуть весь «комплект» на организацию без потери производительности самого продукта.
И наконец, не будем забывать о безопасности. То, что для пользователя средство коммуникации, для службы безопасности зачастую потенциальная угроза. Но для единой экосистемы гарантировать безопасность существенно проще, чем для каждого отдельного продукта: быстрее внедряются общие политики безопасности и уровни доступа, легче обеспечиваются защищенные каналы связи.
On-premise или облако?
Важный вопрос, который решает для себя каждая крупная компания, – использовать для корпоративных коммуникаций системы on-premise (на собственном оборудовании) или в облаке. Преимущество on-premise – сочетание безопасности (все ключевые системы находятся в периметре компании) и удобства.
Приведу пример из практики: один из наших заказчиков внедрил систему видеоинвентаризации, благодаря которой ревизор не ездит на объект, а проводит видеосеансы, при этом через платформу к документам автоматически подтягивается номенклатура объектов инвентаризации. Подтверждая свои действия электронной подписью, ревизор делает процесс юридически значимым. Все вместе это легитимное видеодоказательство, которое бухгалтерия может предъявить, например, в налоговой инспекции.
Бесперебойная работа такой сложной системы требует сопряжения большого количества сервисов и множества тонких настроек. Для on-premise это не проблема – любой инструмент можно настроить под конкретные нужды и бизнес-процессы. В облаке возможности настройки будут, скорее всего, ограничены правилами и политиками провайдера.
С другой стороны, у облачных систем свои преимущества: они дешевле – уменьшают капитальные затраты на оборудование и позволяют не содержать большой штат IT-поддержки, оперативно регулировать вычислительные мощности. Такой вариант подходит для среднего, малого и микробизнеса, а также для высших учебных заведений.
Поэтому мы развиваем оба вида продуктов: кроме on-premise продуктов у нас есть свой облачный сервис – онлайн-платформа ВКС с мессенджером, которая позволяет проводить встречи на 10 000 участников одновременно.
Замена на поле
Вопрос создания российских корпоративных экосистем зрел давно: отечественные IT-компании, несмотря на сильную конкуренцию со стороны международных гигантов, разрабатывали собственные продукты и копили опыт. В последние годы процесс ускорился.
Сейчас рынок корпоративных коммуникаций устойчивый и активно импортозамещается. Многие госкорпорации и чиновники уже не пользуются иностранными решениями, коммерческие компании тоже постепенно переходят на отечественные разработки.
По данным IVA Technologies, российский рынок корпоративных коммуникаций составляет более 80 млрд руб. и в среднесрочной перспективе будет расти, так как все больше отраслей включается в цифровую повестку.
Раньше на рынке ВКС конкурировали четыре компании в сегменте on-premise: Microsoft, Cisco, Avaya и Polycom. После 2020 г. появилось много новых игроков, в основном создающих продукты на открытом коде (opensource) в сфере облачной ВКС. У компаний, базирующихся на открытом коде, была относительно низкая база для выхода на рынок, и это подогрело конкуренцию в отрасли. Похожая ситуация на рынке корпоративной почты и мессенджеров.
Сегмент телефонии, напротив, только приближается к импортозамещению. Инсталлированная база в России насчитывает порядка 13 млн пользователей, причем телефоны и станции до сих пор в большинстве иностранные и закуплены были давно. В ближайшее время практически всем компаниям будет нужно, исходя из износа или амортизации, заменять устаревшее оборудование. Отечественные компании готовы предложить свои разработки.
Все элементы пазла сложились: есть запрос на обновление корпоративных коммуникаций и есть российские компании, готовые предложить свои оригинальные решения.
При этом мы уверены, что будущее за экосистемностью – т. е. полным комплексом корпоративных коммуникаций. Именно это уже более шести лет развивает IVA Technologies. Более того, сейчас рынок идет еще дальше: зрелые экосистемы стремятся к суперприложениям (супераппам), которые объединяют весь набор технологий для бизнес-общения в единое окно с удобным управлением. Мы как раз сейчас работаем над таким приложением.
Новые рынки, старые конкуренты
Безусловно, наступит момент, когда импульс импортозамещения иссякнет, а рынок насытится. Чтобы обеспечить себе рост в долгосрочной перспективе, мы заложили в стратегию развитие экспорта.
IVA Technologies уже вышла на рынки в СНГ (Белоруссия, Киргизия, Казахстан, Узбекистан), это регионы, где много русскоязычного населения. У отечественных технологий есть преимущества, и это не только цена. Важнее качество продукта и гибкость использования в рамках on-premise. В перспективе – Ближний Восток, Азия, страны БРИКС.
Конечно, за пределами России мы вновь столкнемся со знакомыми конкурентами – крупными транснациональными компаниями. Однако мы считаем, что даже глобальные лидеры – Microsoft или Zoom – еще не создали тот идеал корпоративной коммуникации, который хочет видеть заказчик, и нам есть что предложить. Мы хотим не только максимально реализовать свой потенциал на внутреннем рынке, но и конкурировать с иностранцами по всему миру.