Кейсы компаний / Партнерский проект / Министерство инвестиций МО

Сделано в России: решаем проблему нехватки комплектующих

Поставщики импортных автомобильных запчастей переориентировались на внутреннее производство

27 апреля 2022

Автомобильный бизнес – один из тех, который от нарушения цепочки поставок пострадал быстро и существенно. Речь идет и об остановке сборки транспортных средств, и о поставках комплектующих.  В таких условиях особенно важным является налаживание внутреннего производства как запчастей, так и автомобилей.

По данным АЕБ, в марте 2022 года в стране было продано на 63 % меньше авто, чем годом ранее; по итогам первого квартала авторынок России упал почти на треть. В Национальном автомобильном союзе подсчитали, что ценники на рынках запчастей, шин, масел и автохимии уже увеличились на 50‒150%. Рынок заполонили подделки низкого качества. Также заговорили о сером (параллельном) импорте, когда ввоз продукции происходит без согласия производителя/правообладателя. Ситуация практически критическая: отсутствие запчастей для автомобилей может стать серьезной проблемой для автостраховщиков, а также банков и, по сути, вызовет цепную реакцию на финансовом рынке.

Лучшим вариантом решения проблемы является создание центров компетенций внутри страны и внутреннее производство. Некоторые компании, работающие в автобизнесе, уже перестраивают под такие проекты свои бизнес-процессы. К примеру, компания «Дизель Партс», которая занимается поставкой запчастей из-за рубежа. В этой ситуации в компании было принято решение развить новое направление бизнеса с помощью льготных программ Московской области, где базируется офис «Дизель Партс». Им уже подобрана земля в Пушкино под инвестиционный проект – производство резиновых, пластиковых и металлических изделий для транспорта.

История компании

Компания «Дизель Партс» работает на российском рынке более 10 лет, занимается импортом запчастей для грузовых автомобилей. Особым предметом гордости в компании считаются знания и компетенции персонала, буквально за считанные минуты там могут подобрать любую нужную деталь.  В текущих реалиях руководство компании приняло оперативное решение – запустить собственное производство.

«Для нас сложившаяся ситуация стала стимулом для развития нового направления, мы давно планировали инвестировать в приобретение земли, затем организовать там производственную линию, ‒ рассказывает Руслан Меметов, учредитель компании. – Теперь, в условиях, когда нарушена логистика и импорт затруднен, невозможно обеспечить спрос бизнеса на запчасти, мы будем создавать внутренний продукт, опираясь на программу поддержки региона».

По словам предпринимателя, на новом заводе будут делать резиновые, пластиковые и металлические изделия для автомобилей (например, металлические клепки для барабанных тормозов, резиновые кольца, сальники, прокладки и др.), а также небольшие элементы из пластика на кузова. «Начнем с некоторых деталей, отработаем технологии, затем будем развивать импортозамещение», ‒ продолжает Руслан Меметов. На запуске производственного направления будет создано порядка 30 рабочих мест, в перспективе это может быть 100‒150 рабочих мест.

Особые условия

«Основная задача сегодня – обеспечить независимость российской экономики от импортных товаров. Промышленность страны должна работать и обеспечивать россиян необходимыми товарами вне зависимости от внешнеполитических условий. В этом отношении Московская область всегда была и остается открытой для всех субъектов РФ: мы готовы, если это необходимо, обсуждать и содействовать реализации межрегиональных проектов, готовы помогать в налаживании производственных цепочек с предприятиями из других регионов», – рассказывает Екатерина Зиновьева, заместитель председателя правительства – министр инвестиций, промышленности и науки Московской области.

В регионе бизнесу предлагаются различные меры поддержки. В частности, работает программа поддержки развития импортозамещения, в рамках которой земельные участки для строительства предприятий бизнес может получить в аренду сроком на три года по ставке 1 рубль в год. Именно на таких условиях «Дизель Партс» берет землю в Пушкино для организации производства изделий для транспорта.

Также инвесторы Подмосковья могут привлечь льготное финансирование в сфере импортозамещения в региональном Фонде развития промышленности (ФРП) по ставкам от 0,5 до 5 % годовых. Фонд готов поддержать областные проекты, которые не смогут получить финансирование в федеральном ФРП.

Кроме того, Мининвест создал рабочую группу по взаимодействию с банками, куда бизнес может обратиться по вопросам кредитования. Половина заявок закрывается в день обращения, оставшаяся часть — на следующий рабочий день.

Успешные примеры импортозамещения в Московской области уже есть, рассказывает Екатерина Зиновьева. Во-первых, одна из компаний, осуществляющая разработку военной продукции в Королеве, предлагает обеспечить зарядными станциями дорожно-транспортную инфраструктуру Московской области. На базе своего предприятия там производят быстрые и ультрабыстрые электрозарядные станции постоянного тока мощностью от 50 до 500 кВт для электробусов и электромобилей. Другой кейс – «Мобитрак». В Истре планируют открыть производство осей для транспортных средств и прицепов. А компания «Намера» из Сергиева Посада, производитель и дистрибьютор химической продукции (смол, дисперсии, эмульсий и активных наполнителей для сухих смесей), планирует открыть производство изоцианатов, имеющих широкое применение в строительной и транспортной отраслях.

Внутреннее производство

В перечень отраслей для импортозамещения, для которых разработаны программы импортозамещения, входят различные отрасли, в том числе машиностроение, электроника и электрооборудование, химическая промышленность, производство изделий из резины и пластика и др. Руководство компании «Дизель Партс» решило воспользоваться льготами, перестроить свою деятельность на внутренний рынок и запустить собственное производство, а не только выполнять функцию импортера.  

«Программы Московской области очень актуальны сегодня. Мы воспользовались специальными условиями по аренде земли по ставке 1 рубль в год, находимся уже в процессе заключения договора, и это, конечно, очень выгодное предложение, ‒ рассказывает Руслан Меметов. – Строительство завода мы планируем осуществлять практически полностью за свой счет плюс незначительная часть – банковский кредит, привыкли полагаться на себя. На полноценный запуск производства уйдет порядка 1,5‒2 лет».

Развитие производственных мощностей повлечет за собой создание рабочих мест, причем высокотехнологичных, с определенным набором компетенций. «Количество новых рабочих мест в регионе будет зависеть от того, сколько и каких производств в итоге будет построено. На одном заводе может работать, например, 50 человек, а на другом – 2 тысячи, – рассказывает Екатерина Зиновьева. – Мы рассчитываем, что благодаря развитию импортозамещающих компаний в регионе может появиться около 15 тыс. новых рабочих мест».

АРХИВ