Реклама / ПАО Сбербанк Erid:LdtCKGHHX
Кейсы компаний / Партнерский проект / СберАналитика

Как большие данные помогают развиваться «Магниту»

Аналитика данных в борьбе за покупателя позволила привлечь клиентов и нарастить показатели продаж

06 июня 2023

Продовольственные дискаунтеры в России популярны и остаются одним из наиболее быстрорастущих сегментов рынка, сохраняя высокий потенциал для дальнейшего развития в текущих экономических условиях. Исследование СберАналитики показало, что прирост выручки в 2022 году к 2021 году у жестких дискаунтеров составил 27 %. Для сравнения: у супермаркетов формата «магазин у дома» отмечается рост 18 %, у гипермаркетов ‒ падение почти на 10%.

Одна из компаний, сделавшая ставку на стратегию «жесткий дискаунтер», – федеральная сеть «Магнит». Сегодня предиктивная аналитика позволяет компании принимать эффективные управленческие и маркетинговые решения с учетом изменений покупательского поведения. При этом данные, на основе которых производится аналитика, агрегированные и обезличенные и могут быть использованы в любой момент буквально в режиме онлайн.

Дискаунтер – от мягкого к жесткому

Ритейлер «Магнит» ‒ одна из ведущих торговых сетей, представленная по всей стране 27 тысячами магазинов. В 2020 году к существующим форматам «Магнита» (магазины «у дома», супермаркеты, гипермаркеты, аптеки, доставка, магазины косметики) прибавилась «Моя цена» ‒ сеть магазинов в формате «мягкого дискаунтера», в которых в основном продаются брендовые товары низкого ценового сегмента и собственные торговые марки.

А в конце февраля 2023 года компания «Магнит» запустила еще один формат ‒ «жесткий дискаунтер» под новым брендом «B1», или «Первый выбор». Новый формат ориентирован на рациональных покупателей с любым уровнем доходов. В отличие от мягких дискаунтеров «Моя цена», ассортимент новых точек будет ниже почти в два раза, а собственные торговые марки (СТМ) в перспективе будут занимать около 50 % товарного предложения нового формата. Дискаунтеры придерживаются ценовой стратегии EDLP (every day low prices — «низкие цены каждый день» без промоакций). 

Аналитика данных по ритейлу для прогнозов

Конкуренция на рынке высока, и, чтобы новый формат стал драйвером развития сети, необходимо точно знать покупательские предпочтения и оперативно отслеживать перетоки клиентов.

Специалисты «Магнита» постоянно анализируют состояние рынка на основании большого количества источников информации. Компания мониторит доступность товаров на полках с помощью больших данных и искусственного интеллекта, а также использует машинное обучение и нейросети для оценки эффективности маркетинговых промокампаний.

Однако для принятия более обоснованных управленческих решений необходимо было повысить точность данных и увеличить частоту их получения. Поэтому «Магнит» обратился к СберАналитике, эксперты которой специализируются на исследованиях для роста продаж, повышения эффективности маркетинговой стратегии и бизнес-процессов.

Для решения своих задач «Магнит» выбрал продукт «Аналитика ассортимента». Инструмент предназначен для оперативного мониторинга рынка с глубокой детализацией по географии. В основе лежат данные о тратах 106 млн покупателей из различных населенных пунктов по всей стране численностью от 10 тыс. жителей, что позволяет получить огромный массив показателей для принятия более точечных решений.

Предметом исследования продукта являются перетоки между конкурентными сетями и каналами, что позволяет выявить источники приобретений и потерь сети. В ходе исследования учитываются такие факторы, как изменение объема продаж, количества покупателей, среднего чека, а также рыночные доли конкурентного окружения и другие параметры. Очень важный момент: аналитика проводится на основе фактических трат и, таким образом, помогает узнать реальные потребности населения.

Максимально гибкий «жесткий ритейлер»

Команда СберАналитики исследовала смену покупательских предпочтений между брендами «Магнита» и другими игроками рынка в 2022 году. Для этого были проанализированы количество клиентов, оборот и траты покупателей в сравнении с теми же показателями конкурентного окружения.

Теперь с помощью инструмента СберАналитики «Магнит» ежемесячно получает отчеты об изменениях покупательского поведения и перетоках клиентов между различными торговыми сетями с глубокой детализацией. 

«В основе всех исследований «СберАналитики» лежит уникальная база знаний о потребительских предпочтениях покупателей из более чем 70 внутренних и внешних источников «Сбера». Именно большой массив обезличенных данных, применение собственных запатентованных алгоритмов обработки информации и моделей машинного обучения позволяют нам детально анализировать различные рынки с учетом их отраслевой и региональной специфики и предоставлять нашим клиентам решения, нужные «здесь и сейчас».

Андрей Оберемок
генеральный директор СберАналитики

По словам представителей ритейлера, дополнительное обогащение внутренней аналитики внешними данными позволяет максимизировать эффективность от использования big data и принимать тактические решения в различных направлениях.

Использование аналитики больших данных дает фактическое отражение поведения покупателей на рынке с высоким уровнем точности и в любой момент времени, что отличает СберАналитику от аналогичных исследований по конкурентным переключениям и прочим запросам.

«Переход на данные, предоставляемые «СберАналитикой», позволил изменить частотность и глубину их получения, что привело к популяризации использования аналитики в повседневных задачах при принятии решений. Также данные помогают маркетингу в управлении кампаниями и оценкой их эффективности».

Виктор Смирнов
директор департамента маркетинговых технологий «Магнита»

Сервис «Аналитика ассортимента» позволяет отслеживать рынок и бизнес-показатели ритейлера (оборот, уникальные клиенты, покупки, средний чек) и их динамику и оперативно реагировать на изменения положения компании на рынке. Поэтому «Магнит» планирует и далее сотрудничать со СберАналитикой, расширяя использование аналитических инструментов, чтобы видеть ключевые тренды рынка и принимать верные управленческие решения.

0+

Читайте кейс «Вкусно — и точка»

Читайте кейс Lebo

АРХИВ