ИСЖ борется за жизнь

Итоги полугодия на рынке инвестиционного страхования жизни
Инвестиционное страхование жизни становится рискованным занятием не только для клиентов, но и для самих страховых компаний/ Максим Стулов / Ведомости

Инвестиционное страхование жизни (ИСЖ), недавно весьма популярный вид вложения средств, сейчас сдает позиции. Объем рынка в первом полугодии 2020 г. составил 82,2 млрд руб. против 92,29 млрд за аналогичный период прошлого года. Навязывание ИСЖ некоторыми банками под видом альтернативы вкладу подмочило репутацию этого инвестиционного продукта, а жесткая реакция ЦБ как регулятора на мисселинг подорвало ее еще больше. «В 2019 г. по итогам принятых Банком России и страховым сообществом мер по раскрытию клиентам информации о рисках ИСЖ объем этого сегмента сократился», – подтвердили «Ведомостям» в пресс-службе Банка России.

Однако, хотя страховщики ищут сейчас замену этому продукту, говорить о сворачивании ИСЖ как о тренде преждевременно, считает вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Виктор Дубровин. Многие компании все еще демонстрируют стабильный рост продаж ИСЖ, говорит он и обращает внимание: «Одна из компаний, чья доля на рынке составляла в последние годы 40%, резко снизила продажи ИСЖ, и это вылилось в статистике в общее сокращение рынка ИСЖ на 10%. Если исключить из расчета данные этой компании, то окажется, что рынок вырос на 20% по отношению к первому полугодию 2019 г., даже несмотря на ограничения, связанные с карантином, которые повлияли на продажи».

Речь идет о компании «Сбербанк страхование жизни». В портфеле этого ведущего игрока рынка доля ИСЖ действительно снизилась в 3,5 раза – с 69 до 19%, сообщили «Ведомостям» в пресс-службе компании. Доля лидера на рынке ИСЖ, по данным ВСС, в целом также уменьшилась – с 39% в 2018 г. (на пике роста ИСЖ) до 24% в первые шесть месяцев 2020 г. «В 2019 г. мы сместили фокус с ИСЖ на накопительное страхование жизни, по итогам первого полугодия 2020 г. на него приходится львиная доля премий – 41%. Доля кредитного страхования – 34%, ИСЖ – 19%», – пояснили в пресс-службе «Сбербанк страхование жизни».

Не только лидер рынка, но и другие страховщики переориентируются с инвестиционного на накопительное страхование жизни (НСЖ). Генеральный директор «Ингосстрах-жизни» Владимир Черников называет НСЖ новым драйвером рынка и отмечает тренд на добавление к страховым продуктам телемедицины, которая была особо востребована в период карантина.

ИСЖ vs. депозит

Одна из причин сжатия рынка ИСЖ – демонстрируемая им доходность: она намного ниже заявленной при продаже в банках. Хотя Банк России отмечает некоторый рост доходности полисов ИСЖ, закончивших свое действие в I квартале 2020 г., в среднем она по-прежнему уступает ставкам по депозитам (по вкладам в топ-10 банков, по данным ЦБ, она колеблется вокруг 4,5%). 66% полисов ИСЖ, завершившихся в период с 2018 г. по I квартал 2020 г., показали доходность ниже 3%, 89% полисов – ниже 5%. А 19% полисов, по данным ЦБ, показали нулевую доходность – это значит, что результат инвестирования в этих случаях был либо нулевым, либо отрицательным, ведь формат этого инвестиционного продукта предполагает, что возврат суммы вложений страховщик клиенту гарантирует.

Дубровин уточняет, что, говоря об итоговой средней доходности на протяжении срока действия полиса ИСЖ (а этот период может составлять 3–5 лет), нужно учитывать, что в это время актив мог показывать и высокий рост, и сильное падение. «Если бы полис продолжал действовать, доходность еще несколько раз поменялась бы», – отмечает он. Кроме того, говорит Дубровин, у страховых компаний и у Банка России нет единой методологии оценки доходности. Например, многие продукты ИСЖ позволяют фиксировать и выводить прибыль в течение срока действия полиса. «Часто клиент, увидев доходность в 10–20%, тут же выводит средства, а дальше его полис просто доживает срок и в итоге показывает среднюю доходность в 2%, – объясняет он. – Если бы клиент не зафиксировал доход, его полис показал бы хорошую доходность, и именно так это может оценивать страховщик». Подобные нюансы не учитываются в официальной статистике.

Позитивные примеры

Низкий уровень средней доходности ИСЖ совсем не означает, что на рынке нет стратегий, приносящих доход существенно выше банковских депозитов. Например, в апреле 2020 г. компания «Ингосстрах-жизнь» зафиксировала доходность стратегии «Сбалансированный рост» по трехлетним договорам на уровне 15,82%. В конце 2019 г. «Альфастрахование-жизнь» запустила купонные продукты с условной защитой капитала для квалифицированных инвесторов со взносами в рублях, долларах США и евро; по стратегии «Зона комфорта» (инвестиции в акции AMD, Broadcom, Rio Tinto, BP, British American Tobacco) рублевая доходность составила 7,5% годовых. В июне 2020 г. клиенты «Альфастрахование-жизни», оформившие программу «Программный код», получили доходность из расчета 36% годовых в рублях.

Разброс реальной доходности ИСЖ при инвестировании в различные инструменты наглядно виден из данных компании «Росгосстрах жизнь». Инвестирование в акции Inditex (владеет брендами Zara, Massimo Dutti, Pull & Bear, Stradivarius, Bershka и др.) по итогам 2019 г. принесло более 40%, в акции Apple – 86% годовых. А стратегия «Глобальная безопасность», в 2019 г. показывавшая доходность 18% годовых, в первом полугодии 2020 г. стала убыточной. Стратегия, базирующаяся на акциях Fedex, напротив, демонстрировала отрицательную доходность в 2019 г. (-6,27%), но относительно неплохо работает в первом полугодии 2020 г. (+3,6%).

Виды на будущее

Относительно наиболее перспективных направлений инвестирования через ИСЖ на второе полугодие эксперты более или менее единодушны: стоит выбирать стратегии, базирующиеся на бумагах IT-компаний, e-commerce и досуговых IT-сервисов.

«Инвесторы могут сделать ставку на IT-ориентированные инвестиционные стратегии, на гейм-индустрию или киберспорт, на электронную коммерцию, – говорит Владимир Тураев, руководитель направления по развитию ИСЖ «Росгосстрах жизнь». – Многообещающим, по нашей оценке, может стать и рынок авиаперевозчиков и туризма, которые рано или поздно оправятся от шока и начнут восстанавливаться».

Александр Аверочкин, руководитель направления ИСЖ «Альфастрахование-жизни», отмечает преимущества купонных стратегий со 100%-ной защитой капитала: эти продукты позволяют фиксировать доход на момент заключения договора и получать промежуточные выплаты. Преимуществом таких стратегий также является «эффект памяти», отмечает Аверочкин: этот механизм позволяет инвестору сохранять доход, даже если цены на акции временно снижаются. Сейчас «Альфастрахование-жизнь» готовит новую купонную стратегию с акциями Adobe, Amazon, NXP Conductors, PayPal и Spotify.