Считается ли доходный аккаунт в соцсетях общим активом супругов

Юридическая оценка самого аккаунта и прибыли от него – разная

В XXI в. миллиарды людей зарегистрированы в социальных сетях. При этом многие аккаунты становятся весьма популярными и прибыльными: все чаще мы читаем в новостях истории о блогерах-миллионерах, их называют инфлюенсерами, лидерами мнений и т. д. 

Как и обычные люди, лидеры мнений вступают в брак и создают семьи. Но что будет с этими ценными аккаунтами в соцсетях и доходами от них с точки зрения семейного права? Является ли ценный аккаунт в соцсетях и доходы от него общим имуществом супругов? 

Общий актив? 

Российский закон гласит, что по общему правилу все нажитое в браке имущество является общим (недвижимость, ценные бумаги, автомобили и проч.). Означает ли это, что аккаунт в соцсетях с миллионами подписчиков, который приносит большой доход, также можно считать общим имуществом супругов? 

Гражданский кодекс прямо не определяет аккаунт в соцсетях как вид имущества (цифрового или виртуального). В то же время перечень объектов гражданских прав открытый, поэтому страницу в соцсети можно было бы отнести к «иному имуществу». Так однажды сделал суд применительно к криптовалюте, до того как положения о ней (точнее, о цифровых правах) были внесены в законодательство. 

При этом среди юристов распространено мнение, что страница в соцсети представляет собой результат интеллектуальной деятельности (фото, видео, тексты и проч.). Впрочем, в одном деле суд отказался признавать страницу в социальной сети «В контакте» результатом интеллектуальной деятельности (базой данных). Но если все же считать аккаунт в соцсети результатом интеллектуальной деятельности, то инфлюенсер может спать спокойно. Ведь согласно Семейному кодексу исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности принадлежат автору и не являются общим имуществом супругов. 

В то же время, глядя на контент страниц некоторых медийных личностей (например, певицы, актера, звезды ТВ-шоу), сложно предположить, что этот результат интеллектуальной деятельности сам по себе имеет экономическую стоимость. Зачастую популярность такого аккаунта обусловлена популярностью самого человека (ее или его имя, репутация), а не контента как такового. Но еще есть страницы или паблики, контент которых генерируют и публикуют сами подписчики (например, объявления, истории из жизни и т. д.), а не создатели странички. Можно ли в таких случаях применять вышеупомянутое правило об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности одного из супругов? Весьма спорно. 

На практике популярные аккаунты в социальных сетях часто продают и покупают, как и любое другое имущество, только в данном случае это имущество виртуальное или цифровое. Более того, относительно недавно «В контакте» разрешила покупку/продажу публичных страниц и пабликов. Хотя правила и политики других известных социальных сетей прямо запрещают такие сделки. 

В общем, пока не совсем ясно, можно ли ценный аккаунт в соцсети отнести к общему имуществу супругов (пусть и виртуальному или цифровому), учитывать его при разделе имущества в случае расторжения брака, закрепить в брачном договоре за одним из супругов и как на это посмотрит суд. Хотя, возможно, в скором времени ценные аккаунты в соцсетях наряду с другим имуществом будут яблоком раздора между супругами или даже предметом их спора в судах. 

Доходы от аккаунтов – общее имущество 

Если с самим аккаунтом в соцсети пока есть неопределенность, то с доходами от него картина вполне ясна. Семейный кодекс относит доходы супругов к их общему имуществу, включая доходы от предпринимательской и результаты интеллектуальной деятельности, а также иные выплаты, не имеющие специального назначения (кроме сумм материальной помощи, компенсаций в связи с утратой трудоспособности вследствие причинения вреда здоровью и др.). Поэтому прибыль, которую приносят аккаунты в соцсетях через различные механизмы монетизации, рекламные контракты, должна относиться к общей собственности супругов.

Но супруги могут заключить брачный договор и отнести такие доходы к личному имуществу одного из них. 

Что это означает для вас 

Популярным инстаблогерам, инфлюенсерам, которые состоят в браке или планируют это сделать, уже сегодня нужно задуматься о судьбе своих страниц в соцсетях и доходах, которые они приносят, включая налоговые последствия. Будет не лишним предусмотреть в брачном договоре отдельное условие о том, кому из супругов будут принадлежать доходы и сами аккаунты соцсетей, отнеся их к категории «иное имущество».

Тем не менее пока сложно предсказать, поддержит ли такой подход суд в части самих аккаунтов.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.