Платная дорога Москва-Петербург привела в Страсбург
Активисты-защитники химкинского леса направили жалобу в Европейский суд по правам человека.Активисты-защитники химкинского леса направили жалобу в Европейский суд по правам человека по поводу экспертизы, позволяющей построить участок платной дороги Москва-Петербург через лес. Как рассказала лидер движения "В защиту химкинского леса" Евгения Чирикова, это произошло потому, что все возможности признать экспертизу незаконной в российских судах окончились неудачей. В конце концов жалобу экологов отклонил в сентябре прошлого года Верховный суд России.
В своей жалобе в Страсбургский суд они просят признать противоречащими европейской конвенции по правам человека результаты экспертизы и решения судов, отказавших в их отмене. Эта экспертиза, по словам Чириковой, была проведена в 2005 г. Ростехнадзором, а не Росприроднадзором, как положено, и при этом не рассматривался вопрос о влиянии автотрассы на жизнь и здоровье населения.
Именно на основе этой экспертизы, проведенной в рамках предпроектных работ по разработке технико-экономического обоснования строительства дороги, и планируется построить платную трассу Москва-Петербург, подчеркивает Чирикова. Концессионное соглашение о строительстве первого участка платной трассы Москва — Санкт-Петербург в районе Химок Минтранс подписал в прошлый понедельник с Северо-западной концессионной компанией — консорциумом компаний во главе с Vinci и Eurovia.
Если иск в Европейский суд по правам человека будет удовлетворен, экспертиза будет признана незаконной и до новой экспертизы незаконной станет и стройка, надеется Чирикова.
По словам представителя ФГУ Минтранса "Дороги России" Натальи Модиной, все необходимые разрешения и экологические экспертизы для постройки дороги есть и началу постройки ничто не мешает, если же экологи хотят судиться и дальше, то им никто не может помешать.
"Европейская конвенция по правам человека не гарантирует экологического благополучия, – отмечает юрист компании «Право общественных интересов» Ольга Шепелева. - Но она декларирует принцип уважения к жилищу, в это понятие суд включает и защиту от негативного воздействия. Это означает, что химкинским активистам придется доказывать: в результате строительства дороги конкретным людям будет нанесен совершенно определенный вред».
Прецеденты, по словам Шепелевой, есть: Европейский суд рассматривал заявление жителей Великобритании, которые жаловались на шум от садящихся самолетов; суд также признал обоснованным обращение двух жителей Череповца, которые жаловались на загрязнение окружающей среды.