Повторится ли ситуация с монетизацией льгот?

В Думе создается рабочая группа – следить за тремя фондами, чтобы они не сорвали реформу социального налога. Эксперты говорят, что большинство проблем проистекает из одобренных самой же Думой поправок

Споры о целесообразности замены соцналога страховыми взносами с 2010 г. утихли (см. врез) и сменились боязнью неизвестного. «Первое время будет неразбериха, у компаний появится много лишней работы», – ожидает председатель совета директоров Tele2 Russia Юрий Домбровский. Прежде чем новый порядок заработает, придется пройти через стадию «никто не знает, как это делать», согласен председатель совета директоров группы компаний «Виктория» Николай Власенко.

Тревожные ожидания бизнеса уловили депутаты. Председатель комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев придумал организовать рабочую группу по мониторингу подготовки к реформе, в нее войдут депутаты и сенаторы (цитата по «Интерфаксу»): «Мы не хотим, чтобы повторилась ситуация с законом о монетизации льгот». Исаев обещает, что группа будет задавать вопросы и настаивать на скорейшем решении проблем. Вся исполнительная документация, все нормативные документы должны быть не только разработаны, но утверждены и направлены в регионы до 1 января, объяснил задачу первый замруководителя фракции «Единой России» Валерий Рязанский.

Вопросов к администрированию страховых взносов и так накопилось достаточно. Вместо единого налога в 2010 г. компаниям придется платить три платежа: пенсионный в 20% (с 2011 г. – 26%), медицинский в 3,1% (с 2011 г. – 5,1%) и в фонд социального страхования (2,9%). Взносы потеряют статус налога и будут регулироваться не Налоговым кодексом, а отдельными законами. Собирать взносы станут сами фонды – пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования.

Разъяснения Минфина по применению закона потеряют силу, новых пока нет, говорит юрист «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Андрей Грачев. Из закона непонятно, кто заменит Минфин: либо только Минздравсоцразвития, либо все три фонда тоже. В последнем случае они будут и собирать взносы, и разъяснять, как их платить, замечает юрист.

Все мероприятия идут по графику, но, если рабочая группа появится, будем с ней сотрудничать, говорит представитель Пенсионного фонда Марита Нагога. Разрабатывается брошюра, она будет предоставлена каждому работодателю, продолжает Нагога, в ней разъясняется порядок уплаты взносов. «Ведомости» ознакомились с проектом брошюры (см. на www.vedomosti.ru): право разъяснять применение закона имеет только Минздравсоцразвития, а фонды смогут лишь информировать о разъяснениях компании.

Другая проблема – проведение проверок сотрудниками фонда, говорит партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин: по закону они должны приходить все вместе, но никакой ответственности за несоблюдения правила нет. В итоге кроме налоговой проверки компании получат еще две-три от фондов, опасается он. Полномочий у сотрудников фондов будет меньше, чем у налоговиков. Им запрещено арестовывать счета, продлять выездную проверку дольше двух месяцев, изымать документацию. Но почему-то у компании нет права апелляционного обжалования акта проверки, замечает Грачев, а сотрудникам фондов не запрещено несколько раз запрашивать одни и те же документы.

Неприятности ожидают не только компании, но и сами фонды, считает Костальгин. Фонды получили право списывать средства в уплату взносов со счетов компаний, замечает Костальгин: но еще в 1996 г. Конституционный суд разрешил такие действия только для взыскания налогов, взносы к ним не относятся. По этой же причине станет сложнее наказывать уклоняющиеся компании, говорит Костальгин: сейчас налоговики пользуются выводами пленума Высшего арбитражного суда о необоснованной налоговой выгоде.

Среди несомненных плюсов нового порядка компании отмечают введение электронной отчетности. На такой порядок с 2010 г. обязательно перейдут компании с численностью свыше 100 сотрудников, а с 2011 г. – свыше 50. Будет хоть какое-то упрощение, сейчас каждый месяц заказываем несколько грузовиков, чтобы перевезти документы, рассказывает Власенко из «Виктории».