Россия тормозит реформу Страсбургского суда

Госдума вновь откладывает ратификацию протокола о реформе Страсбургского суда, которая ускорила бы его работу. Россия опасается вала исков, в случае если их начнут рассматривать оперативнее, уверены адвокаты

Государственная дума сегодня примет заявление (проект есть у «Ведомостей») относительно протокола № 14 о реформе Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Россия остается единственной из 46 стран, входящих в Совет Европы, которая его не ратифицировала. Протокол, предложенный еще в 2004 г., вносит изменения в процедуру рассмотрения дел, ускоряя его, а также усиливает возможности давления на страну через Совет Европы в случае неисполнения решений ЕСПЧ.

В заявлении сказано, что реформа ЕСПЧ важна, но это не должно ущемлять национальные интересы страны, а данный протокол содержит ряд «проблемных статей». Окончательного отказа от ратификации заявление не означает, говорит депутат Дмитрий Вяткин, докладчик в Госдуме по этой теме. Переговоры о ратификации продолжаются, сообщил накануне в интервью швейцарским СМИ президент Дмитрий Медведев.

К числу проблемных депутаты относят статьи, позволяющие комитету из трех судей ЕСПЧ выносить постановления без включения в состав комитета судьи от государства-ответчика, а также наделяющие суд правом осуществлять расследование до решения вопроса о приемлемости жалобы. Это чревато вмешательством в национальное расследование по делу и его подменой, уверены депутаты. Не устраивает и возможность давления на страну при неисполнении решения.

Нератификация Россией протокола создает некоторые трудности, тормозится реформа суда, сетует замсекретаря ЕСПЧ Майкл О’Бойл. Однако о возможных санкциях в отношении России он не говорит. Ухудшения отношений с ПАСЕ не прогнозируют и депутаты, констатирует Вяткин.

Депутаты ставят вопросы, которые возникали еще при работе над текстом протокола 14 в Совете Европы, отмечает заведующий кафедрой европейского права Российской академии правосудия Павел Лаптев, бывший уполномоченный России в ЕСПЧ. Например, по вопросу об обязательном участии национального судьи в рассмотрении дела российская позиция совпадала по меньшей мере с пятью другими участниками консультаций. Основной вопрос, волнующий депутатов, – гарантии процессуальной недискриминации стороны. Принятие заявления фактически будет означать предратификацию протокола № 14, полагает Лаптев. Теперь мяч перебрасывается в Страсбург.

Решения в Страсбурге можно ждать годами, говорит адвокат Игорь Трунов, но если бы был ратифицирован протокол, то в ЕСПЧ пошел бы вал российских дел. Ратификацию протокола власти тормозят намеренно, говорит он. Кроме того, в случае ратификации встал бы и вопрос присоединения России к протоколу № 6 об отмене смертной казни.

Без ратификации России научились обходиться и в ЕСПЧ. Ряд мер, позволяющих суду действовать более эффективно, вступили в силу с принятием в мае 2008 г. протокола 14-bis, позволяющего другим странам пользоваться ускоренным рассмотрением дел, не дожидаясь России, напоминает О’Бойл.