Политика
Бесплатный
Ольга Кувшинова
Статья опубликована в № 2454 от 30.09.2009 под заголовком: Не время отсиживаться

Региональные власти стали больше помогать предприятиям

За последние четыре года, включая начало кризиса, региональные власти стали больше помогать предприятиям. Предприятия в ответ обещают крупные инвестиции

Высшая школа экономики по заказу Минэкономразвития провела исследование предприятий обрабатывающей промышленности, изучив, как они отреагировали на кризис, как планируют дальнейшее развитие, какой помощи ждут от властей. Опрос проводился в феврале – мае, в первом раунде участвовало 752 предприятия восьми отраслей из 44 регионов.

Самой распространенной реакцией компаний на кризис стали задержки платежей поставщикам, экономия на зарплате, сокращение выпуска (см. график на стр. А1). 44% опрошенных отказались от новых инвестпроектов, треть снизили цены, а четверть – повысили. Вместе с тем 41% стали искать новые рынки сбыта – это преимущественно инновационно и инвестиционно активные компании, заручившиеся поддержкой региональных администраций.

От федеральных властей предприятия ждут в первую очередь снижения налогов – эту меру они считали наиболее эффективной и в докризисные времена. Более половины опрошенных предлагают заморозить тарифы естественных монополий. В 1999–2000 гг. эта мера стала одной из предпосылок экономического роста, поддерживает соавтор исследования, директор Института анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ Андрей Яковлев. Еще весной правительство решило пойти на сдерживание роста тарифов в рамках антикризисных мер, напоминает директор департамента Минэкономразвития Олег Фомичев, но заморозки не будет. Треть опрошенных ратуют за поддержку стабильности банковской системы, курса рубля и доступ к кредиту. Девальвационные ожидания пагубно влияют на производственную деятельность – повторения осени прошлого года никто не хочет, рассуждает экономист ЦМАКП Владимир Сальников.

Планы – в резервы

На момент опроса 6% компаний заявили, что не столкнулись с кризисом, лишь 17% сочли свое финансовое состояние плохим, а почти четверть – хорошим. Ровно треть, несмотря на кризис, заявили о намерениях осуществить крупные инвестиции в течение ближайших 12 месяцев (в 2007 г. такие планы были у 50%).

Хотя выборка отражает структуру всей обрабатывающей промышленности, в нее не попали предприятия, приостановившие свою деятельность, а некоторые и вовсе отказались отвечать на вопросы и, возможно, находились в более тяжелом положении, оговаривает Яковлев. Динамика инвестиций в основной капитал пока с заявленными планами не совпадает (по оценке Росстата, за восемь месяцев инвестиции сократились почти на 20%) – компании их, возможно, пересмотрели, рассуждает Фомичев: «Но если динамика экономики будет положительной, может быть, передумают». Планы инвестиций говорят о резерве экономического роста на уровне фирм, согласен Яковлев.

Деньги за внимание

Инвестпланы компаний тесно связаны с предыдущей активностью: почти половина заявивших о продолжении проектов активно инвестировали в предыдущие четыре года, еще 30% осуществляли незначительные вложения. Кроме того, компании-инвесторы вдвое чаще получают поддержку региональных властей: о ней сообщили 36,5% предприятий, осуществивших в 2005–2008 гг. хотя бы один крупный инвестпроект, против 17%, не делавших инвестиций. В регионах с высоким инвестпотенциалом власти помогают действующим предприятиям реже, но зато активно привлекают новых, тогда как в менее развитых регионах чиновники помогают только тем, кто уже работает, заметил Яковлев: «Поддержка только фактических инвесторов – это отражение более низкой квалификации и грамотности чиновников».

В Нижегородской области проект стоимостью более 100 млн руб. может получить статус приоритетного и рассчитывать на льготы по налогу на прибыль, имущество, частичную компенсацию процентной ставки по кредитам. Всего у области 56 таких проектов, в том числе четыре одобрено в этом году, рассказала представитель областного министерства инвестиционной политики Светлана Кочановская. Инвестпроектам меньшей стоимости министерство помогает организационно, подготавливая документы в рамках «одного окна». «Каждую неделю рассматриваем 25–30 таких проектов», – говорит Кочановская, с момента создания министерства в 2005 г. оно помогло более чем 3500 проектам общей стоимостью более 1 трлн руб.

Министерство инвестиционной политики Саратовской области за четыре года способствовало созданию более 200 новых компаний, инвестиции в основной капитал выросли в 2,5 раза, рассказывает министр Кирилл Семенов. Кризис, уверен он, «не время отсиживаться: кто сейчас начинает [развивать бизнес], тот и возглавит волну роста». Инвесторы помимо оргпомощи от выбора участка до поиска партнеров по сбыту продукции могут рассчитывать на льготы по налогу на прибыль, имущество, транспортному налогу, говорит Семенов, и в 2009 г. область от этих льгот не отказалась: «Они – для вновь создаваемых предприятий, доходы которых не учтены в областном бюджете». На недавнем сочинском форуме область подписала шесть новых инвестсоглашений объемом более 14 млрд руб. В кризис министерство взяло на себя еще одну функцию – взаимодействие с банками, продолжает Семенов. Последний год компании сокращали проекты, оставшиеся завершали за счет собственных средств, вздыхает он, – плохо с кредитами: «Госгарантии в бюджете предусмотреть сейчас невозможно, но наличие в пакете документов компании письма-подтверждения, что ее проект значим для области, банки приветствуют».

За последние четыре года поддержка бизнеса региональными властями возросла, а масштаб ответной социальной помощи от бизнеса снизился (см. инфографику). Регионы быстрее, чем федеральный центр, отреагировали на кризис увеличением помощи предприятиям, прежде всего организационной, говорит Яковлев.

Сокращение ответной помощи от бизнеса тоже связано с кризисом, а также с разницей в выборке (у предыдущего опроса был меньший региональный охват), говорит Яковлев, но количества помогающих фирм меньше почти не стало (78,2% против 80% в 2005–2006 гг.), сократился лишь масштаб: в 2005–2006 гг. 26,7% компаний тратили на соцпомощь более 0,3% выручки, в 2007–2008 гг. таких только 6%. Социальная нагрузка предусматривается соглашениями с инвесторами и, как правило, они к ней готовы, рассказывает Семенов: «Мы не настаиваем, наша задача – рабочие места». Бизнес сам предлагает помощь местным властям, так как заинтересован в социальном, экологическом благополучии региона или муниципалитета, в котором работает, знает Фомичев (ранее работал в РСПП).

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать