Париж поддержит и "Южный", и "Сверный" потоки

Москва заручилась поддержкой Парижа в двух амбициозных энергетических проектах – по строительству газопроводов «Южный поток» и «Северный поток». Кроме того, Россия рассчитывает увеличить поставки газа во Францию

Премьер Владимир Путин остался доволен поездкой в Париж. Визит завершился заключением 16 соглашений. «Это, на мой взгляд, такой реальный прорыв», – заявил Путин на совместной пресс-конференции с французским коллегой Франсуа Фийоном.

Одно из главных достижений – меморандум, подписанный «Газпромом» и Electricite de France (EdF), о совместном участии в проекте «Южный поток». Детали еще будут прорабатываться с другим партнером – итальянской Eni, сообщает российский концерн. Предполагается, что EdF получит 10% в СП, которое проектирует участок газопровода в Черном море (900 км стоимостью более 4 млрд евро).

Кроме того, «Газпром» рассчитывает на договор с EdF на поставки газа. Соглашение предполагает дополнительные поставки до 6 млрд куб. м газа в год, сообщил вице-премьер Игорь Сечин. В таком случае выручка «Газпрома» составит $1,7–1,8 млрд (исходя из прогнозной цены для Европы на 2010 г.). Еще одно пожелание концерна – рост прямых продаж во Франции, заявил предправления «Газпрома» Алексей Миллер (сейчас объем прямых поставок – всего 500 млн куб. м, а общий экспорт во Францию в 2008 г. – 10,4 млрд куб. м). Меморандум предусматривает развитие сотрудничества с EdF и в области электроэнергетики, отмечается в сообщении «Газпрома».

Подключение к проекту «Южный поток» еще одного европейского тяжеловеса существенно повышает его шансы на реализацию, считает Валерий Нестеров из «Тройки диалог». Были у «Газпрома» и переговоры с французской GdF по другому газопроводу – Nord Stream: концерн ждет ее в проекте (доля GdF должна составить 9%), а сам готов выкупить у французов 5,26% немецкой Verbundnetz Gas, сообщил Миллер (сумма сделки, по данным Reuter, может составить 150–200 млн евро).

В числе других соглашений – по реструктуризации долгов «АвтоВАЗа» и обмену активами между «Интер РАО» и EdF (см. статьи на стр. Б1 и Б3). Продвинулись страны и в транспортных проектах. Достигнуты договоренности о транссибирских авиамаршрутах, объявил Путин. A-380 (самый большой пассажирский самолет в мире) сможет летать над Россией, рассказал «Ведомостям» министр транспорта Игорь Левитин. Взамен Россия попросила разрешение для полетов грузового Ил-96-400 над территорией ЕС.

Обсуждалось также приобретение Россией французского вертолетоносца Mistral. «Мы ничего не решили. [У России] есть и другие конкурентные предложения», – объяснил Путин. Будет проведен открытый конкурс, разъясняет сотрудник Минобороны. Он может быть объявлен в первой половине 2010 г., предполагает чиновник, в нем смогут принять участие как российские, так и иностранные компании. По мнению редактора Moscow Defense Brief Михаила Барабанова, кроме французской DCNS с Mistral в конкурсе может участвовать испанская Navantia, голландские и южнокорейские верфи, а также российское Невское ПКБ (входит в ОСК). ОСК может построить такой корабль, если получит заказ от Минобороны, согласился Сечин.

Российская сторона итогами более чем удовлетворена, говорит пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. Франция для России надежный партнер, констатирует главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов: экономическое сотрудничество, в основе которого лежит энергетика, трансформируется и в политическое взаимопонимание.