Через 10 лет Россия примет на вооружение новый стратегический бомбардировщик

Помимо стратегических подлодок «Борей» с ракетами «Булава» российские оборонщики пообещали разработать и новый стратегический бомбардировщик

На совещании, посвященном 90-летию российской Дальней авиации, премьер Владимир Путин получил заверения, что новый российский стратегический бомбардировщик будет разработан к 2017 г. Президент ОАО «Туполев» Александр Бобрышев заявил, что уже к 2012 г. закончатся научно-исследовательские работы (НИР), т. е. предварительные проработки конструкции нового самолета, а к 2017 г. – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), т. е. проектирование новой машины. Путин спросил Бобрышева, означает ли это, что к 2017 г. самолет будет готов к серийному производству, и получил ответ (цитируется по ИТАР-ТАСС), что к этому сроку планируется завершить «подготовку к серийному производству» самолета, но поступать в войска он будет в 2020–2025 гг.

Сейчас на вооружении ВВС России находятся 13 стратегических бомбардировщиков Ту-160 и 63 бомбардировщика Ту-95МС.

Стратегические бомбардировщики – часть «ядерной триады», в которую входят межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) для Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) и атомные подлодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ). С конца 90-х гг. разрабатывается новая ракета «Булава» для ПЛАРБ проекта 955 «Борей», большинство испытаний которой были пока неудачны. Кроме того, в начале декабря командующий РВСН Андрей Швайченко заявил, что к 2017 г. планируется разработать новую МБР на замену ракетам РС-18 и РС-20.

Разработка стратегического бомбардировщика – очень дорогостоящая программа, даже в США пока не принято решения о начале полномасштабной разработки бомбардировщика нового поколения, говорит эксперт Центра по изучению проблем разоружения Евгений Мясников. Последние 10 лет в КБ Туполева велась теоретическая проработка возможных вариантов нового бомбардировщика, говорит источник в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Однако в своем нынешнем ослабленном состоянии это КБ, военная часть которого включена в дивизион ОАК по стратегической и специальной авиации, вряд ли сможет подготовить серийное производство самолета к 2017 г. Например, задача по восстановлению производства моторов для уже существующих Ту-95 и Ту-160 только начала осуществляться и вряд ли будет решена ранее 2012 г., говорит он, а о новых разработках нечего и говорить.

По мнению источника в Минобороны, стоимость разработки нового бомбардировщика составит не менее $10 млрд и вряд ли нужно тратить эти деньги сейчас, когда ресурс имеющихся самолетов исчерпан лишь примерно на 50%.