Верховный суд официально признал ошибки басманного правосудия

Верховный суд впервые пересмотрел решение судов по делу ЮКОСа, признав незаконными арест и содержание под стражей Платона Лебедева
М.Стулов

Верховному суду (ВС) пришлось вернуться к решениям 2004 г., чтобы выполнить решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), который еще осенью 2007 г. обнаружил нарушения в решениях российских судов. Басманный суд, вынесший 3 июля 2003 г. решение об аресте бывшего руководителя МФО «Менатеп» Платона Лебедева, не пустил на заседание адвокатов Антона Дреля и Евгения Бару, чем нарушил, по мнению ЕСПЧ, право обвиняемого на защиту.

ЕСПЧ также признал незаконным содержание Лебедева в предварительном заключении с 30 марта по 6 апреля 2004 г.: на это не было надлежащей санкции суда. Россию обязали выплатить 3000 евро в пользу истца и еще 7000 евро для погашения судебных издержек.

Все в пределах процессуальных сроков, никаких затяжек нет, заверил «Ведомости» руководитель пресс-службы ВС Павел Одинцов и объяснил, что президиум ВС отменил сразу несколько решений районных и городских судов. Он признал незаконным и отменил постановление судьи Басманного суда об аресте Лебедева и кассационное определение Мосгорсуда (от 23 июля), подтвердившее вердикт Басманного.

ВС отменил и постановление судьи Мещанского суда от 8 июля 2004 г., продлившее срок содержания Лебедева под стражей задним числом, а также подтвердившее это решение кассационное определение Мосгорсуда от 29 июля 2004 г. Еще два решения кассационной инстанции (от 9 февраля и 9 июня 2004 г.) оставлены без изменений.

В судьбе Лебедева решение ВС ничего не изменит, констатирует Бару. Оставлены в силе все последующие решения судов, санкционирующие и продлевающие содержание бизнесмена под стражей. Не означает это и пересмотра дела Лебедева по существу (за мошенничество и уклонение от уплаты налогов его в 2005 г. приговорили к девяти годам лишения свободы, затем уменьшив срок до восьми лет).

Присутствовавший на заседании заместитель генпрокурора Виктор Гринь отметил, что установленные ЕСПЧ нарушения «по своим последствиям в настоящее время реально неустранимы», но ВС может вынести частное определение в адрес прокурорско-следственных и судебных органов для предотвращения таких нарушений в будущем. Но суд этого делать не стал.

Адвокат Лебедева Константин Ривкин назвал решение ВС абсолютно несвоевременным и обратил внимание, что решение ВС коснулось только фактов, отмеченных в решении ЕСПЧ. Когда защита Лебедева обжаловала эти решения по тем же основаниям, никто палец о палец не ударил.

Принято абсолютно формальное решение, подтверждает Бару, российская Фемида, видимо, пытается подчистить старые грехи накануне принятия в ЕСПЧ решения по другой жалобе Лебедева – об оценке самого обвинительного приговора.

Член Общественной палаты Анатолий Кучерена говорит, что не видит в этом решении никаких политических сдвигов в деле ЮКОСа: речь идет об устранении судебной ошибки, юридических последствий оно не влечет.