В НАТО недовольны новой версией военной доктрины России

Новая версия военной доктрины принципиально не отличается от документа 2000 г., что вызвало негативную реакцию НАТО

Президент Дмитрий Медведев утвердил новый вариант военной доктрины, а также Основы госполитики в области ядерного сдерживания до 2020 г. Первый документ был опубликован в пятницу на сайте Кремля, второй носит закрытый характер. Новая версия военной доктрины, призванная заменить ее прежнюю версию 2000 г., описывает современные типы военных угроз и общие меры, которые должна принимать Россия для их нейтрализации.

В ключевом вопросе об условиях применения ядерного оружия доктрина придерживается того же подхода, что и ее прежний вариант 2000 г. Россия оставляет за собой право применить ядерное оружие в случае как ядерной, так и неядерной агрессии против себя и союзников, когда «под угрозу поставлено само существование государства».

Среди внешних военных опасностей первым пунктом идет «стремление наделить силовой потенциал НАТО глобальными функциями <...> приблизить военную инфраструктуру стран – членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем расширения блока». Кроме того, среди таких угроз указываются развертывание глобальной ПРО, стратегических неядерных ударных систем, локальные конфликты, терроризм и другие угрозы.

В прежней доктрине не говорилось о ПРО, констатирует эксперт Центра по изучению проблем разоружения Евгений Мясников, поскольку еще действовал договор о ее ограничении, не было и положения о неядерных стратегических системах. Под последними понимаются американские средства «быстрого глобального удара», которые еще не развернуты, но внесенный на прошлой неделе проект военного бюджета США предусматривает более чем двукратный рост расходов на исследования в этой области в сравнении с прежними планами, говорит эксперт.

Пункт об угрозе со стороны НАТО уже вызвал в субботу критику со стороны генсека альянса Андерса Фога Расмуссена. Он заявил на конференции в Мюнхене Reuters, что доктрина «не отражает реальности и явно противоречит всем нашим попыткам улучшить отношения между НАТО и Россией». Этот пункт новой военной доктрины вполне уместен, считает редактор Moscow Defense Brief Михаил Барабанов, усиление глобальной роли НАТО не отменяет главной функции альянса, сформулированной еще полвека назад: держать русских вне Европы, а американцев – в Европе.

Конкретные вопросы строительства Вооруженных сил в доктрине не сформулированы. Как уточняет источник в Минобороны, в доктрине в связи с этим говорится, что ее положения конкретизируются в посланиях президента и других директивных документах.