Александр Бастрыкин согласился объединить следствие

Председатель Следственного комитета при прокуратуре (СКП) Александр Бастрыкин больше не возражает против создания единого следственного комитета – «русского ФБР»

До сих пор СКП предлагал воздержаться от объединения следователей в едином ведомстве, так как находился в стадии формирования, но теперь она позади, заявил вчера Бастрыкин на итоговой коллегии СКП. Другими могут быть и подходы к реформированию следственных органов, сказал он.

Идея объединения всех следователей в одном ведомстве – русском аналоге американского Федерального бюро расследований – всерьез стала обсуждаться еще до создания СКП в 2007 г. Предполагалось, что в «русском ФБР» будут работать следователи из МВД, ФСБ, прокуратуры и Госнаркоконтроля, а выделение прокурорских следователей в автономный СКП – лишь первый шаг в этой реформе. За ее продолжение с тех пор ратовала Генпрокуратура.

Бастрыкин возражал: дальнейшее укрупнение следственного ведомства только повредит делу.

В связи со стартовавшей в конце прошлого года реформой МВД этот вопрос вновь оказался актуальным. «Наверное <...> нужно принимать решение о создании единого следственного комитета», – признал заместитель генпрокурора Александр Буксман на заседании Ассоциации юристов России, посвященном реформе МВД. Для этого из милиции нужно вывести следствие по тяжким преступлениям. А дела небольшой и средней тяжести можно было бы отнести к компетенции органов дознания, создав в МВД специальную службу, объяснял Буксман.

Бастрыкин вчера развил эту идею: одновременно с принятием политического решения об объединении следственных органов следует реформировать и громоздкие устаревшие процедуры, заявил он. Например, должна появиться упрощенная форма расследования по очевидным преступлениям.

Источник, близкий к администрации президента, говорит, что Медведев все больше склоняется к созданию единого следственного комитета, хотя сроки реформы еще не ясны. Главная проблема – трудно быстро, без серьезных потерь для федерального бюджета дотянуть оклады милицейских следователей до прокурорских.

Об этом также говорил Бастрыкин в интервью «Ведомостям»: «У следователей МВД зарплата вдвое меньше. При том что их гораздо больше – 56 000 человек (в СКП – 7730). Плюс наркоконтроль. Плюс ФСБ. Мы же не можем нашим следователям урезать оклады или не дать вновь приходящим тех же условий».

Вчера он снова дал понять, что к такой реформе надо подходить очень осторожно, чтобы не навредить уже существующей системе расследования.

Начальник Следственного комитета при МВД Алексей Аничин по-прежнему отрицательно относится к идее единого следственного органа, говорит представитель СК при МВД Ирина Дудукина. По его мнению, отрыв следствия от розыска приведет к размыванию ответственности. А организационные сложности приведут к тому, что следствие, особенно по сложным экономическим делам, будет парализовано на 1,5–2 года.