Гражданам заплатят за судебную волокиту

Президент Дмитрий Медведев внес в Госдуму соответствующий законопроект.
Д.Гришкин

Президент Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок». Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, размещенной на сайте Кремля, подготовка проекта обусловлена необходимостью выполнения требований Европейского суда по правам человека (постановление Европейского суда от 15 января 2009 г. по делу «Бурдов против Российской Федерации, № 2») и Конституционного суда (определение от 3 июля 2008 г. № 734-О-П).

Потребовать компенсацию вправе лицо, претерпевшее неблагоприятные последствия в связи с допущенными нарушениями разумного срока судопроизводства или исполнения судебного акта, при этом понятие судопроизводства включает в себя длительность досудебного производства по уголовному делу, сказано в пояснительной записке. Затяжка судопроизводства компенсируется за счет федерального бюджета, нарушения исполнения судебных актов могут компенсировать бюджеты регионов и муниципалитетов, говорится в документе.

Законопроектом устанавливается, что исполнение судебных решений о присуждении компенсации за нарушение разумного срока судопроизводства производится за счет средств федерального бюджета, а за нарушение разумного срока исполнения судебных актов – за счет средств федерального бюджета, или бюджета субъекта Российской Федерации, или местного бюджета.

Президент предложил дополнить Уголовно-процессуальный кодекс положениями, определяющими разумный срок судопроизводства и факт его нарушения в зависимости от сложности дела, качества работы суда или следственного органа. Перечень критериев будет согласовываться с ЕСПЧ.

По словам депутата из профильного комитета Госдумы Андрея Назарова, для разумного срока нахождения в сизо может быть установлено ограничение 12 месяцев, в исключительных случаях — 18 месяцев. Разумный срок для следствия не должен превышать шесть месяцев, считает депутат: сначала два месяца, а если следствие продлевается — то больше.