Статья опубликована в № 2569 от 24.03.2010 под заголовком: Таможенный плацдарм

Россия готова снижать импортные пошлины и отменять экспортные

Таможенно-тарифную политику России будет определять союз с Белоруссией и Казахстаном. Москва готова снижать импортные пошлины и даже задумывается об отмене экспортных. Высокотехнологичной продукции чиновники обещают «зеленый коридор» на таможне
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
С.Портер

Сегодня президиум правительства рассмотрит основные направления таможенно-тарифной политики на ближайшие три года (см. www.vedomosti.ru). Представлять их будет министр экономического развития Эльвира Набиуллина.

На таможенно-тарифную политику повлияют посткризисные явления и развитие Таможенного союза (Россия, Белоруссия и Казахстан), говорит об идеологии документа чиновник аппарата правительства. Новаций слишком много, поэтому неизбежны риски снижения поступлений импортной пошлины, признается в документе. Среди причин – незавершенные переговоры о распределении пошлин между членами союза.

В 2009 г. правительство рассматривало повышение ввозных пошлин (на автомобили, трубы, прокат) как антикризисную меру: 10,2% импорта в страны дальнего зарубежья облагаются теперь по более высоким ставкам, 2,5% – по сниженным. В целом импорт (из стран дальнего зарубежья) упал на 36,8%: товаров, на которые пошлины выросли, – на 66,9%, на которые понижены, – на 41,4%. Теперь Минэкономразвития предлагает смягчать политику. Можно снижать пошлины на новые иномарки, говорит чиновник ведомства, «будем внимательно смотреть на позиции по сельхозпродукции и металлургии, авиаборты».

Оценки рисков достаточно адекватные, считает Алексей Портанский из Института торговой политики ВШЭ: в кризис пошлины повысили где только можно, но эффекта практически не было. В мониторинге ВТО Россия – лидер среди стран, принявших наиболее вредные для международной торговли протекционистские меры, замечает он. Таможенные режимы России, Казахстана и Белоруссии гармонизированы только по самым простым позициям, которых большинство, говорит Портанский, остались самые трудные вопросы: пошлины на автомобили, мебель, лекарства. Например, Белоруссия в отличие от России не производит легковых автомобилей, замечает он: «Здесь будет сломано немало копий».

Пожертвуют пошлиной

Рассматривается возможность отказа от экспортных пошлин на энергоносители с переносом нагрузки на НДПИ, сказал чиновник Минэкономразвития: «Это связано с тем, что пошлин нет у партнеров по союзу и необходимо нагрузку на ТЭК уводить во внутренние налоги» (поступления НДПИ от нефти и газа в 2009 г. – 969,19 млрд руб.; вывозные пошлины на нефть, газ и нефтепродукты – 2,01 трлн). Мера может потребоваться, если партнеры потребуют от России с 2012 г. отменить экспортные пошлины и «припрут нас к стенке», отмечает его коллега: «Это лишь один из возможных вариантов, далеко не единственный». Пока Россия не собирается отменять экспортные пошлины, говорит он, а также чиновник Минфина.

Отмена пошлины повлечет рост цен на энергоносители внутри страны, предупреждает Денис Борисов из Банка Москвы. С точки зрения налоговой нагрузки на добычу разницы между пошлиной и НДПИ нет, рассуждает руководитель международной налоговой практики Ernst & Young Алексей Кондрашов: «Совокупная нагрузка существенно не изменится, хотя, на мой взгляд, ее необходимо немного снизить». Но пошлина защищает внутренний рынок от колебаний цен на нефть и косвенно субсидирует российские НПЗ, замечает он, поэтому подходить к вопросу отмены пошлин нужно, просчитывая все последствия.

Налоговая система должна быть стабильной, говорит Валерий Нестеров из «Тройки диалог», к тому же в будущем предполагается заменить пошлину и НДПИ на новый налог – на добавочный доход. Уменьшение и в долгосрочной перспективе отмена пошлины повысят привлекательность инвестиций за пределами восточносибирских месторождений, для которых она сейчас обнулена, добавляет Кондрашов: мера позволит создать в долгосрочном плане привлекательную налоговую систему на основе обложения финансового результата, а не объемов добычи и экспорта.

Таможенная модернизация

Приоритет документа – содействие инновационному прорыву и модернизации: ставки пошлин на импорт высокотехнологичного оборудования и комплектующих будут уменьшаться или обнуляться. «Мы будем прокладывать «зеленый коридор» для экспорта модернизации и импорта инноваций», – обещает сотрудник Минэкономразвития. Нужно также упростить таможенные процедуры, продолжает он: «Мы должны брать пример с Белоруссии, где товары, не облагаемые пошлиной, оформляются два часа, а не дни и месяцы, как у нас». Кроме того, по его словам, «будут введены льготы для уполномоченных экономических операторов высокотехнологичной продукции».

Без Украины и ВТО

Украина как партнер по единому экономическому пространству членов союза (должно быть создано с 2012 г.) в основных направлениях не упоминается. «У нас есть позитивный сигнал от соседей об изменениях контекста торговых отношений, и сами мы его транслируем, но детали пока не ясны», – объясняет сотрудник Минэкономразвития. Пока страсти в отношениях Украины и России продолжают накаляться, добавляет он, недавно Киев ввел запретительную пошлину на кварцевое стекло, продлил действие ввозных пошлин по металлургической группе и по удобрениям. Торговым отношениям стран Таможенного союза и Украины необходима ревизия, которая пока не началась, говорит сотрудник Минэкономразвития.

Присоединение к ВТО для России больше не приоритет: об этом в документе речь только в последнем параграфе, в котором говорится о планах на 2012–2013 гг. «Испуг у стран – членов ВТО по поводу синхронизации прошел, но их переговорная позиция – в подвешенном состоянии», – объясняет чиновник аппарата правительства.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more