Тюрьма - лекарство от нацизма

Руководство Госдумы согласовало с правительством новый вариант законопроекта об уголовном преследовании сочувствующих германскому фашизму

Новая редакция законопроекта (есть у «Ведомостей») поступит в Госдуму уже в начале следующей недели, рассказали два источника в руководстве нижней палаты и «Единой России». Авторами выступила большая группа единороссов во главе с председателем Госдумы Борисом Грызловым, его замом Вячеславом Володиным, руководителями законодательных комитетов Владимиром Плигиным и Павлом Крашенинниковым. Первый раз они внесли текст в мае прошлого года, однако предложенные формулировки не устроили правительство. Сейчас текст переработан с учетом замечаний, говорит высокопоставленный единоросс, и даже согласован с правительством.

По словам Крашенинникова, с более простыми формулировками закон может быть поддержан. Другой автор проекта, Валерий Рязанский, уверяет, что поправки примут до 65-летия Победы.

Как подчеркивается в тексте, «одобрение или отрицание установленных приговором Нюрнбергского трибунала преступлений нацизма <...> совершенные публично» наказываются либо штрафом до 300 000 руб., либо лишением свободы до трех лет, а если преступление совершено с использованием служебного положения или СМИ, то отдать придется до 500 000 руб. либо сесть в тюрьму на пять лет. Необходимость закона авторы объясняют тем, что «одобрение или отрицание» «представляют общественную опасность как международные преступления» и создают прецедент для дальнейшего разжигания межнациональной и религиозной розни.

По словам источника, близкого к руководству Госдумы, настойчивость, с какой продвигают закон, объясняется личной поддержкой Грызлова и другого сопредседателя высшего совета Сергея Шойгу.

Проблема, которую могут решить эти поправки, в России есть, признает правозащитник Александр Брод, участвовавший в обсуждении закона, – то же отрицание холокоста, восхваление Гитлера национал-радикальными силами. Однако есть сомнения, что закон будет должным образом применяться и не повлечет за собой злоупотреблений: вряд ли большинство сотрудников правоохранительных органов знают, что такое Нюрнбергский трибунал.

К иностранцам, сочувствующим нацизму, эта мера не относится. Привлекать иностранцев по закону, естественно, нельзя, – только если преступление совершено в России, говорит Крашенинников. Но Брод полагает, что в вопиющих случаях можно было бы задействовать международные институты, такие как ООН и ОБСЕ.