ЕГАИС для нефти

Государство хочет ужесточить контроль за нефтяниками. Минэнерго предлагает маркировать каждую партию нефти и отслеживать ее передвижение вплоть до конечного потребителя или до границы

Создание системы учета и контроля за производством и перемещением нефти и нефтепродуктов под названием «Нефтеконтроль» чиновники обсуждают с начала года. Автор идеи – Минэнерго, а курирует ее разработку вице-премьер Игорь Сечин. В апреле министерство отправило ему на согласование концепцию новой системы (см. www.vedomosti.ru). Копию этого документа вчера опубликовало интернет-издание «Маркер»; источник, близкий к Минэнерго, подтвердил «Ведомостям» ее достоверность.

Цель «Нефтеконтроля» – обеспечить получение «достоверной» и «оперативной» информации о производстве и перемещении нефти и продуктов переработки как внутри страны, так и при поставках на экспорт, говорится в презентации. Это, по мнению чиновников, поможет повысить прозрачность рынка нефтересурсов, устранить с него «недобросовестных производителей и поставщиков», сократить теневой оборот и тем самым увеличить поступления в бюджет. Для того чтобы такая система заработала, Минэнерго предлагает объединить «информационные ресурсы» сразу семи ведомств (самого министерства, ФТС, Минтранса, ФНС, Ростехнадзора, Роснедр и Росстата), а к ним добавить данные о перевозках, которые собирают ЦДУ ТЭК, «Транснефть», «Транснефтепродукт» и РЖД. Правда, для этого всем участникам будущей системы еще предстоит «гармонизировать» действующие классификаторы нефтересурсов (сейчас они различаются в зависимости от целей классификации) и согласовать методики их учета, говорится в презентации.

Для учета всей нефти и нефтепродуктов Минэнерго предлагает ввести специальную маркировку, при которой каждая «партия нефтересурса» будет получать «уникальный» 19-значный код (предполагается, что он будет состоять из кода производителя, кода нефтересурса, даты отгрузки и порядкового номера партии в течение суток отгрузки).

Работать система будет так: производитель регистрирует свою партию сырья в информационной системе; маркер этой партии будет присвоен при первичной отгрузке.

А дальше уже замаркированная партия будет заново регистрироваться на каждом этапе своего пути к конечному потребителю – при переходе от производителя к перевозчику, от перевозчика – к оператору по перевалке или хранению и, наконец, при попадании на таможенные пункты пересечения границы (см. рисунок).

Заняться «Нефтеконтролем» Сечин поручил Минэнерго для борьбы с серым рынком; он был недоволен, что под видом мазута по железной дороге вывозится нефть, рассказывали «Ведомостям» чиновники правительства и одного из ведомств, работающих над проектом. Про криминал с незаконными врезками в нефтепроводы и «манипуляциями с переработкой нефти» на совещании в феврале упоминал и президент Дмитрий Медведев. Тогда гендиректор «Газпром нефти» Александр Дюков доложил ему, что в России «как грибы» растут мини-НПЗ. По его данным, за пять лет появилось 196 таких производств, из которых 116 «сданы не по правилам». Чиновники цифр по размеру серого рынка и тому, какой ущерб он наносит бюджету, не называли. Точной статистики по теневому рынку нет, говорит сотрудник одной из нефтяных компаний: по разным оценкам, на нелегальные мини-НПЗ приходится от 3% до 15% всего производства нефтепродуктов в России.

Нефтяники комментировать план Минэнерго вчера не стали. Но предложения чиновников их не пугают – в разрозненном виде системы контроля уже действуют на всех этапах: сырье учитывается и на скважине, и при выходе с завода, и при погрузке в вагоны или попадании в трубу – просто эти данные не сведены воедино, рассуждает менеджер одной из нефтяных компаний первой пятерки. О том же говорит и источник, близкий к РЖД. Правила перевозки давно отработаны – действует и классификация железнодорожных грузов, и пронумерованный учет подвижного состава, отмечает он. Правда, железная дорога несет ответственность только за объем перевезенного груза, а за его содержание отвечает сам грузоотправитель. Универсальная система не повредит, отмечают оба собеседника «Ведомостей». Хотя нефтяник опасается, что из-за нее у компаний могут возникнуть дополнительные траты – к примеру, на закупку специального оборудования. Впрочем, пока чиновники о таком не предупреждали, говорит он. Идея маркеров пока не проработана, предупреждает один из собеседников «Ведомостей»: в апреле Минэнерго представило только общий принцип, а доработать концепцию обещало к июню – июлю. Вчера представитель министерства комментировать этот вопрос не стал.