Статья опубликована в № 2643 от 09.07.2010 под заголовком: Криминальные тендеры

Для чиновников, жульничающих с госзакупками, появится отдельная уголовная статья

Для чиновников, жульничающих при проведении госзакупок, может быть введена отдельная уголовная ответственность. Подготовить предложения по таким поправкам поручил президентский совет по борьбе с коррупцией
А.Махонин

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) изучает целесообразность введения «прямых уголовных составов» для чиновников за нарушение законодательства о госзаказе, рассказал вчера ее руководитель Игорь Артемьев. Он считает возможным ввести уголовную ответственность за неоднократные нарушения при госзакупках (цитата по «Прайм-ТАСС»).

Дополнить Уголовный кодекс новыми составами преступлений ФАС предложила на заседании президиума совета по борьбе с коррупцией 2 июня, рассказал начальник управления службы Михаил Евраев. По его словам, президиум поручил Генпрокуратуре и Государственно-правовому управлению (ГПУ) президента вместе с Верховным судом проработать до 1 сентября возможность введения таких составов.

В ГПУ этим не занимаются, говорит сотрудник администрации президента: предложения готовит Генпрокуратура вместе с Минэкономразвития. Вопрос очень трудный, согласовать его будет нелегко, замечает он. Министерство пока прорабатывает вопрос, рассказала замдиректора департамента Минэкономразвития Анна Катамадзе. Представители Генпрокуратуры и Верховного суда не смогли пояснить, готовы ли предложения.

Генпрокуратура, по ее данным, выявила в 2009 г. более 15 000 нарушений закона о госзакупках, возбудив 105 уголовных дел. Сколько фигурантов дел было приговорено к реальному лишению свободы, Генпрокуратура не сообщает. В большинстве случаев речь идет о замечаниях или предписаниях об устранении нарушений. Так, в конце июня Генпрокуратура сделала замечания двум руководителям региональных отделений ФСФР – Олегу Чупалову и Сергею Кожевникову. Список нарушений был внушительным: например, победителями тендеров признавались участники, заявки которых не соответствовали условиям закупок, они проводились без заключения госконтрактов. Представитель ФСФР не стал комментировать возможное введение специальных уголовных составов.

Сейчас составы преступлений, имеющих отношение к госзаказу, – это превышение должностных полномочий, мошенничество, дача взятки, объясняет Евраев. Уголовных дел мало, говорит он: правоохранительные органы ищут в действиях чиновника корысть, а если, например, в компании, выигравшей тендер, не работают его родственники, то дело, как правило, не возбуждается.

Появление прямых составов во многом решит проблему, надеется Евраев. По его мнению, они могут касаться преднамеренных действий по устранению конкуренции на торгах. Например, когда чиновник незаконно отстраняет участников тендера, не исполняет предписание ФАС и в нарушение закона подписывает контракт. Так, Главное управление строительства автомобильных дорог Нижегородской области в 2008 г. при проведении тендера на строительство дороги ценой 6,37 млрд руб. проигнорировало запрет ФАС на заключение контракта. Позднее служба признала конкурс недействительным, суды поддержали ФАС, но результаты конкурса отменены не были.

Непонятно, как будет определяться ответственный за преступление, говорит чиновник федерального ведомства, занимающийся закупками: на сайте госзакупок информацию размещает один чиновник, разрабатывает документацию другой, а решение по победителю конкурса принимает целая комиссия. Возрастет и давление со стороны проигравших поставщиков, опасается он: если за любую ошибку в отношении чиновников можно будет возбудить уголовное дело, их начнут шантажировать.

Если в Уголовном кодексе появятся специальные составы, то правоохранительным органам станет труднее отклонять жалобы на действия чиновников, уверен партнер юркомпании «Правовой департамент» Дмитрий Дмитриев: сейчас прокуратура часто даже не рассматривает жалобы, перенаправляя их в ФАС. Так, его жалобу на закупку питания для ростовских больниц московские прокуроры отказались рассматривать, сославшись на то, что не имеют права проводить проверку по закону о госзакупках. ФАС же может вынести только предписания, которых чиновники не боятся (см. врез), замечает он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать