Верховный суд заплатит за вычеркивание данных

Исключение персональной информации из текстов решений может обойтись ВС в 2,5 млн руб., причем в это понятие включены даже названия юрлиц и адреса мест преступления.

Верховный суд (ВС) объявил тендер на работы по исключению персональных данных из своих решений. С 1 июля вступил в действие закон о доступе к информации о деятельности судов, он обязывает публиковать в интернете их решения. Но сначала их тексты нужно привести в соответствие с требованиями закона - т. е. вычеркнуть все персональные данные. Максимальная сумма контракта - 2,5 млн руб.

Как сказано в аукционной документации, сейчас в электронном банке судебных документов 36 000 судебных актов. Речь идет об архиве суда, объясняет представитель ВС Павел Одинцов. С обработкой текущих документов справляется аппарат суда, но на большее собственных сил не хватает.

«В целях обеспечения безопасности участников судебного процесса», говорится в техническом задании к конкурсу, из текстов должны быть исключены все персональные данные, кроме фамилий и инициалов истцов, ответчиков, третьих лиц, осужденных (или оправданных), а также прокуроров, адвокатов и рассматривавших дело судей.

Вычеркивать следует все прочие данные об участниках процесса: не только те, что указаны в паспорте, но также и информацию о доходах, имуществе, образовании, профессии и гражданстве. Не подлежат публикации названия юридических лиц (в том числе и общеобразовательных учреждений), все адреса (включая адрес места преступления) и даже названия регионов и населенных пунктов. Под запрет попала информация о транспортных средствах - не только номер, но и марка, тип, год выпуска. Засекретили и размер подлежащих взысканию или взысканных денежных сумм.

Перечень ограничений, которыми предлагает руководствоваться ВС, выходит за рамки понятия «персональная информация», говорит директор Института свободы развития информации Елена Голубева: закон под ней подразумевает данные, позволяющие идентифицировать конкретную личность. Названия юридических лиц в эту категорию попадать никак не могут.

Но председатель комитета по гражданскому законодательству Владимир Плигин говорит, что такие ограничения подразумевались, когда готовился закон о доступе к информации судов. Это связано с вопросами безопасности граждан, объясняет он. Речь не идет о каком-либо ограничении информации в открытом процессе - ничто не мешает СМИ получать ее в зале суда. Но если сведения о чьих-то доходах становятся доступными неопределенному кругу лиц, это может привести к неприятным последствиям. Судебные акты должны публиковаться для того, чтобы была ясна суть правового решения, чтобы было понятно, на какой базе и как формируется правовая практика, подчеркивает Плигин.