Дмитрий Медведев понизил статус Совета безопасности до подразделения своей администрации

Проект нового закона «О безопасности» резко увеличивает роль президента и снижает роль Совета безопасности. Из коллегиального конституционного органа он может превратиться в рядовое подразделение Кремля
У секретаря Совбеза Николая Патрушева будет еще меньше рычагов управления/ Риа Новости

Президент Дмитрий Медведев внес в Госдуму проект новой редакции закона «О безопасности» взамен закона от 1992 г. Как сказано в пояснительной записке, практика применения прежнего закона показала необходимость его корректировки, уточнения полномочий органов власти и статуса Совбеза.

Решает все

Президент определяет «основные направления госполитики», утверждает «доктринальные документы», устанавливает компетенцию федеральных органов, вводит чрезвычайное положение, применяет специальные экономические меры, меры по противодействию терроризму и экстремизму, защите информации и гостайны.

По прежнему закону у правительства в этой сфере было даже больше функций, чем у президента. Последний лишь возглавлял Совбез, координировал работу госорганов в области безопасности и в пределах компетенции принимал оперативные решения. Руководило же органами безопасности, организовывало и контролировало всю работу правительство.

Теперь правительство, согласно новой редакции, будет лишь «участвовать» в определении основных направлений госполитики и «обеспечивать» федеральные органы и регионы необходимыми ресурсами. Бразды правления в этой сфере полностью переходят в руки президента, его функции описываются в восьми параграфах (см. врез).

Меняется и роль Совета безопасности. Сейчас Совбез, как конституционный орган, имеет право не только готовить решения президента, но и самостоятельно рассматривать стратегические проблемы всех видов безопасности. По действующему закону он несет ответственность за «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз» (этот пункт – первая из функций). Решения Совета безопасности принимаются простым большинством голосов постоянных членов. А формируется он в соответствии с Конституцией и законом «О безопасности».

Теперь Совбез назван «конституционным совещательным» органом. Президент сам формирует его состав. А решения принимаются в том порядке, который президент определит. Основная задача этого органа – «обеспечение условий для реализации президентом его полномочий в области безопасности». Остальные функции касаются анализа информации и подготовки документов к заседаниям и проектов указов.

После войны с Грузией президент решил, что надо наводить порядок в правовом регулировании сферы безопасности, выстраивая четкую вертикаль подчинения, объясняет чиновник администрации президента. Он напоминает, что в последнее время были и другие шаги: принята Стратегия национальной безопасности, а к ней – Основы стратегического планирования.

Поправки отражают сложившуюся реальность, считает помощник президента в 1994–1997 гг. Георгий Сатаров, Совбез давно не играет существенной роли, каковую играл, например, когда с ним советовался Борис Ельцин, принимая решение о вводе войск в Чечню в 1994 г. «Многие вспоминают секретаря Совбеза Александра Лебедя и подписанное им соглашение о прекращении войны в Чечне, – говорит сенатор, бывший замсекретаря Совбеза Борис Агапов. – Но это было решение руководства страны, Лебедь лишь выполнял приказ». Окончательно Совбез потерял значимость в 2002 г., когда стал формироваться из отставников, считает Сатаров.