Политика
Бесплатный
Наталья Костенко|Лилия Бирюкова
Статья опубликована в № 2650 от 20.07.2010 под заголовком: Гарант безопасности

Дмитрий Медведев понизил статус Совета безопасности до подразделения своей администрации

Проект нового закона «О безопасности» резко увеличивает роль президента и снижает роль Совета безопасности. Из коллегиального конституционного органа он может превратиться в рядовое подразделение Кремля
У секретаря Совбеза Николая Патрушева будет еще меньше рычагов управления
Риа Новости
Решает все

Президент определяет «основные направления госполитики», утверждает «доктринальные документы», устанавливает компетенцию федеральных органов, вводит чрезвычайное положение, применяет специальные экономические меры, меры по противодействию терроризму и экстремизму, защите информации и гостайны.

Президент Дмитрий Медведев внес в Госдуму проект новой редакции закона «О безопасности» взамен закона от 1992 г. Как сказано в пояснительной записке, практика применения прежнего закона показала необходимость его корректировки, уточнения полномочий органов власти и статуса Совбеза.

По прежнему закону у правительства в этой сфере было даже больше функций, чем у президента. Последний лишь возглавлял Совбез, координировал работу госорганов в области безопасности и в пределах компетенции принимал оперативные решения. Руководило же органами безопасности, организовывало и контролировало всю работу правительство.

Теперь правительство, согласно новой редакции, будет лишь «участвовать» в определении основных направлений госполитики и «обеспечивать» федеральные органы и регионы необходимыми ресурсами. Бразды правления в этой сфере полностью переходят в руки президента, его функции описываются в восьми параграфах (см. врез).

Меняется и роль Совета безопасности. Сейчас Совбез, как конституционный орган, имеет право не только готовить решения президента, но и самостоятельно рассматривать стратегические проблемы всех видов безопасности. По действующему закону он несет ответственность за «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз» (этот пункт – первая из функций). Решения Совета безопасности принимаются простым большинством голосов постоянных членов. А формируется он в соответствии с Конституцией и законом «О безопасности».

Теперь Совбез назван «конституционным совещательным» органом. Президент сам формирует его состав. А решения принимаются в том порядке, который президент определит. Основная задача этого органа – «обеспечение условий для реализации президентом его полномочий в области безопасности». Остальные функции касаются анализа информации и подготовки документов к заседаниям и проектов указов.

После войны с Грузией президент решил, что надо наводить порядок в правовом регулировании сферы безопасности, выстраивая четкую вертикаль подчинения, объясняет чиновник администрации президента. Он напоминает, что в последнее время были и другие шаги: принята Стратегия национальной безопасности, а к ней – Основы стратегического планирования.

Поправки отражают сложившуюся реальность, считает помощник президента в 1994–1997 гг. Георгий Сатаров, Совбез давно не играет существенной роли, каковую играл, например, когда с ним советовался Борис Ельцин, принимая решение о вводе войск в Чечню в 1994 г. «Многие вспоминают секретаря Совбеза Александра Лебедя и подписанное им соглашение о прекращении войны в Чечне, – говорит сенатор, бывший замсекретаря Совбеза Борис Агапов. – Но это было решение руководства страны, Лебедь лишь выполнял приказ». Окончательно Совбез потерял значимость в 2002 г., когда стал формироваться из отставников, считает Сатаров.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more