Боевики взяли на вооружение новую тактику: удары по инфраструктурным объектам

Теракт на Баксанской ГЭС привлек внимание властей к новой тактике бандитского подполья на Северном Кавказе, решившего увеличить число диверсий на объектах инфраструктуры
AP Photo

Вчера рано утром четверо или пятеро террористов, застрелив двух милиционеров из вневедомственной охраны, избили и связали начальника смены и работника Баксанской ГЭС и заложили в машинном зале пять взрывных устройств, сообщил представитель МЧС России. Одна за другой взорвались четыре бомбы, одна не сработала и была позднее обезврежена саперами МВД. В результате взрывов возник пожар, потушенный к 9 утра. Как сообщил представитель СКП Владимир Маркин, возбуждено уголовное дело по пяти статьям УК, в том числе «диверсия». Премьер Владимир Путин поручил вице-премьеру Игорю Сечину проконтролировать восстановление станции.

Баксанская ГЭС – одна из старейших гидростанций России, была построена в 1939 г. Мощность невелика, 25 МВт, это около 20% от установленной мощности энергосистемы Кабардино-Балкарии. По словам представителя «Русгидро», которой принадлежит эта ГЭС, взрывы и пожар вывели из строя два из трех генераторов станции, два масляных выключателя, две маслонаполненные установки и распределительный щит для собственных нужд. Баксанская ГЭС не является высоконапорной, и угрозы подтопления населенных пунктов поэтому не было. Отключение станции не сказалось на снабжении электроэнергией региона – была увеличена нагрузка на другие станции, говорит представитель «Русгидро».

По словам представителя МВД, органам внутренних дел передано указание усилить охрану критически важных объектов инфраструктуры на Северном Кавказе, в том числе других ГЭС.

Сотрудник УФСБ по Кабардино-Балкарии говорит, что попытки терактов на объектах инфраструктуры в Кабардино-Балкарии были и до этого. Например, в мае неизвестные попытались взорвать газопровод под Нальчиком, устройство сработало, но газ к тому моменту успели перекрыть. В нападении на ГЭС подозревают боевиков двух так называемых джамаатов – эльбрусского и баксанского. После ликвидации весной идеолога боевиков в республике Анзора Астемирова боевики поначалу лишились финансовой подпитки, но, видимо, перегруппировались и подтянули сподвижников из других регионов Северного Кавказа. Формально обеспечение защиты Баксанской ГЭС отвечало утвержденным нормативам, но охранников станции подвела расслабленность – они не заметили приближения неизвестных лиц к территории, считает собеседник «Ведомостей».

По словам еще одного сотрудника ФСБ, нападения на объекты инфраструктуры происходят в регионе постоянно, их несколько десятков в год, в основном это взрывы на железной дороге (в Дагестане), подрывы газопроводов, ЛЭП и вышек сотовой связи. Но в этом году таких нападений стало на десятки больше, чем в прошлом. Это может объясняться тем, что связанные с «лесом» (т. е. ваххабитским подпольем) лидеры местных кланов таким образом пытаются сорвать попытки федерального центра что-либо изменить в сложившихся в регионе коррупционных связях, говорит сотрудник спецслужбы.