Политика
Бесплатный
Алена Чечель| Алексей Бирюков|Денис Шолохов
Статья опубликована в № 2656 от 28.07.2010 под заголовком: Дороги вернули фонду

В России будут воссозданы дорожные фонды, упраздненные за неэффективностью

Правительство возвращается к старой системе финансирования содержания и строительства автомобильных дорог. Со следующего года в стране будет воссоздан федеральный дорожный фонд. Автовладельцы поучаствуют в его наполнении, покупая бензин
Решение дорожных проблем оплатят автовладельцы
И. Грибовская

Предложение Минфина и Минтранса создать федеральный дорожный фонд в понедельник было одобрено президентом Дмитрием Медведевым, рассказал вчера вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин.

Фонд будет аккумулировать средства на содержание и строительство дорог. Объем средств, выделенных в бюджете на дороги, ежегодно будет увеличиваться на сумму акцизов на горюче-смазочные материалы (ГСМ), объяснил Кудрин. При этом ставка акциза на нефтепродукты в 2011–2013 гг. ежегодно будет повышаться на рубль. Это позволит пополнить дорожный фонд в следующем году на 82,9 млрд руб., в 2012 г. – на 174 млрд, в 2013 г. – на 279 млрд. С учетом этих поступлений в дорожном фонде уже в 2011 г. будет 377 млрд руб., затем его объем снизится до 348 млрд, а в 2013 г. вырастет до 408 млрд.

Создавать свои дорожные фонды смогут и регионы, заметил Кудрин: в следующем году они получат 34 млрд руб. из дополнительных доходов от повышения акцизов на ГСМ, в 2013 г. эта сумма вырастет до 279 млрд руб. В следующем году эти деньги будут зачисляться в федеральный бюджет, а затем распределяться между регионами, с 2012 г. средства будут сразу поступать в региональные бюджеты, пообещал министр.

Специальные дорожные фонды в России уже существовали в 1990-е гг. Федеральный дорожный фонд был заменен на систему прямого бюджетного финансирования в 2001 г., через два года были ликвидированы и региональные фонды. Одним из инициаторов той реформы был Минфин, вспоминает сотрудник Минтранса: слишком часто, по мнению министерства, средства использовались нецелевым образом, попросту разворовывались. Система фондов действительно была непрозрачной, но фактически это единственный способ найти деньги на дороги, признает он.

Возврат к системе дорожных фондов позволит практически не менять планы финансирования дорожного строительства, заложенные в транспортной федеральной целевой программе на 2010–2015 гг., сообщил министр транспорта Игорь Левитин: главная цель – привести в нормативное состояние 85% федеральных дорог к 2015 г. – будет выполнена (сейчас нормативам соответствует лишь треть трасс).

Компенсировать рост акцизов и цен на бензин для автовладельцев регионы смогут, снизив ставку транспортного налога либо отменив его вовсе для автомобилей мощностью менее 150 лошадиных сил, сообщил Кудрин. Поступлений от транспортного налога недостаточно для нормального финансирования дорожного хозяйства, поэтому было решено повышать акцизы, а базовую ставку транспортного налога снизить вдвое, объяснил он логику правительства: «Кто больше ездит, тот больше платит».

Большинство опрошенных региональных чиновников поддерживают реформу. Отмена дорожных фондов негативно сказалась на финансировании дорожного строительства, говорит губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин. Общая протяженность дорожной сети региона – около 16 000 км, на их содержание регион тратит 8% своего бюджета, а нужно втрое больше, рассказывает он. Поддерживают идею создания дорожных фондов заместитель губернатора Смоленской области Александр Долгов и пресс-секретарь губернатора Владимирской области Игорь Ефремов. Их не смущает снижение поступлений транспортного налога. По словам Ефремова, регион готов освободить от налога машины мощностью меньше 150 лошадиных сил. А вот губернатор Кировской области Никита Белых к реформе относится настороженно: транспортный налог полностью поступает в региональный бюджет, а решение о распределении акцизов по дорожным фондам будет принимать федеральный центр.

Воссоздание дорожных фондов – лишь первый шаг к созданию системы целевого финансирования ремонта и строительства дорог, говорит научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. Денег на дороги нужно много – до 1,5 трлн руб. в год, рассказывает он, чтобы собрать такую сумму, цену бензина нужно повысить минимум на четверть, но это уже политическое решение и правительство вряд ли решится на такой шаг.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать