Москва нашла новый способ попросить 600 млрд федеральных рублей на дороги

Без новых дорог Москва не сможет стать международным финансовым центром. Для решения транспортных проблем столичному правительству нужно 600 млрд руб.

Москва собирается потратить на развитие дорожного строительства почти 140 млрд руб., сообщила вчера руководитель столичного департамента Марина Оглоблина.

В 2011 г. на строительство дорог будет потрачено 38 млрд руб., обещает Оглоблина. Приоритетные магистрали – Ленинградский проспект и Ленинградское шоссе, Четвертое транспортное кольцо, дорога Вешняки – Люберцы, дублер Дмитровского шоссе и Звенигородский проспект.

Но объем работ должен быть больше, сетует Оглоблина, ведь в Москве создается Международный финансовый центр (МФЦ). В концепции МФЦ признается, что для его создания нужно развить не только финансовый рынок, но и совершенствовать социальную и бизнес-инфраструктуру. Необходимо провести в город скоростную магистраль Санкт-Петербург – Москва, построить северный дублер Кутузовского проспекта, чтобы связать «Москва-сити» с трассой Москва – Минск, перечислила Оглоблина, ускорить работы на Четвертом транспортном кольце, завершить стройку Алабяно-Балтийского тоннеля с выходом на Дмитровское шоссе и начать строить южный дублер Кутузовского проспекта. «Финансировать эти мероприятия мы предложили за счет средств бюджетов России и Москвы на паритетной основе, но этот вопрос пока не решен. Федеральное субсидирование в 2011 г. на транспортное обеспечение МФЦ не предусмотрено», – подчеркнула Оглоблина.

Мэр Юрий Лужков говорил ранее на заседании рабочей группы по созданию МФЦ, что на решение транспортных проблем столицы нужно 4 трлн руб., рассказывают два чиновника, участвующих в обсуждении проблемы. Эта сумма предусмотрена стратегией развития московского транспортного узла, подтвердила Оглоблина, но сейчас финансирование в таком объеме уже не обсуждается: «Общая сумма средств, необходимая для транспортного обеспечения МФЦ, нами оценивается в 600 млрд руб.».

С Лужковым договоренностей по строительству дорог под МФЦ не было, деньги на это выделяться не будут, говорит высокопоставленный чиновник Минфина, нельзя субсидировать московские дороги, увеличивая дефицит федерального бюджета или сокращая расходы на образование, здравоохранение, инновации.

Столица может получить деньги на строительство дорог только за счет увеличения акциза на горюче-смазочные материалы, добавил он и объяснил схему: в 2011 г. дополнительный 1 руб. акциза принесет федеральному бюджету почти 83 млрд руб., из которых на строительство дорог во всех крупных городах будет выделено 34 млрд руб., долю Москвы определит Минтранс. Доли и коэффициенты региональных субсидий из дорожного фонда пока не определены, говорит сотрудник Минтранса. Как будут распределяться дорожные фонды между регионами и центром, еще не известно, сказала Оглоблина: «Но если в год Москва на протяжении какого-то периода будет получать около 50 млрд руб., то, наверное, этого будет достаточно. Нам же надо не только МФЦ развивать, но и городские проблемы решать».

Строительство 1 км восьмиполосной дороги в Москве обходится минимум в $100 млн, так что на 600 млрд руб. удастся построить всего 200 км, подсчитал научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. Стоимость строительства московских дорог в разы выше, чем в крупных европейских городах, замечает президент Института экономики города Надежда Косарева. Проблема даже не в коррупции, заметил Блинкин, а в том, что у Москвы нет осмысленной транспортной политики. Никто не прокладывает глубоких длинных тоннелей на окраинах, зато более $2 млрд вложено в строительство Алабяно-Балтийского тоннеля, который могут заменить два светофора, приводит он пример.