Статья опубликована в № 2678 от 27.08.2010 под заголовком: Бегом от России

Белоруссия решила обрести независимость от России

Минск стремится к энергетической независимости и хочет заместить российскую нефть венесуэльской и иранской. Независимость обойдется стране в $46 млрд, подсчитало правительство
AP

Белоруссия делает ставку на бережливость и экономию ресурсов, говорится в правительственной Стратегии развития энергетического потенциала страны до 2020 г., опубликованной на национальном правовом интернет-портале. Цель – снизить зависимость от России, повысить эффективность использования энергоресурсов и сократить затраты на сырье. Общая стоимость программы – $46 млрд.

Минск надеется диверсифицировать источники сырья. Доля доминирующего поставщика – России должна сократиться с 82,3% до 70–71% к 2015 г. и 64–57% к 2020 г., доля собственных ресурсов – вырасти с 20,3% до 28–30% к 2015 г. и 32–34% к 2020 г. В этом году Белоруссия намерена добыть 1,7 млн т нефти и 203,8 млн куб. м попутного газа, закупить в России 21,5 млн т нефти и 21,7 млрд куб. м газа (данные энергобаланса страны).

Внутренних ресурсов немного, месторождения истощены, признает правительство, но страна намерена развивать атомную и зеленую (водород, биотопливо) энергетику. Энергоемкость ВВП должна снизиться на 50% к 2015 г. и на 60% – к 2020 г. Чтобы расширить возможности для маневра, Минск намерен нарастить емкость запасов топлива: в ближайшие пять лет объемы подземных хранилищ газа планируется увеличить на 34–48% до 1,31–1,46 млрд куб. м и до 4–5 млрд куб. м к 2020 г.

Но главная ставка – на ресурсы Ирана и Венесуэлы. В Иране запущен пока один проект – СП Belpars Petroleum Company разрабатывает месторождение Джуйфер, добыча должна составить 1,3 млн т нефти в год. В Венесуэле разрабатывается несколько месторождений. СП «Петролера БелоВенесолана» с 2008 г. по июнь 2010 г. добыло 1,7 млн т нефти, добыча газа должна вырасти с 1,26 млн до 6,26 млн куб. м в 2016 г. Еще один проект в Венесуэле – блок «Хунин-1»: добыча стартует в 2013 г. и достигнет 2,9 млн т к 2015 г., а после строительства инфраструктуры – 11,6 млн т. Кроме того, Белоруссия намерена закупить в Венесуэле 4 млн т нефти в 2010 г. и 10 млн т – в 2011 г.

Везти нефть из Венесуэлы экономически неэффективно – слишком дорого, считает Валерий Нестеров из «Тройки диалог»: «Но ее можно продавать на рынке США и хеджировать риски». Венесуэльские месторождения имеют низкую экономическую эффективность, добавляет сотрудник российской нефтекомпании: «Это тяжелая нефть». Венесуэльская нефть обходится Белоруссии в 1,6 раза дороже российской. По информации Белстата, Минск импортировал 79 800 т нефти в мае по цене $656 за 1 т, за российскую страна платила $398.

Диверсификация источников – элемент безопасности, признает гендиректор центра «Стратегия» Валерий Карбалевич. Белорусская стратегия – это предвыборный документ и красивая теория для избирателей, уверен гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: «Уйти от зависимости не удастся, что подтверждает статистика за первое полугодие». По данным Белстата, импорт нефти в январе – июне упал на 49%, экспорт нефтепродуктов – на 40%, переработка – на 29,9%. «Компенсировать российские недопоставки не удалось, несмотря на красивую риторику и танкеры венесуэльской нефти», – констатирует Симонов.

Желания часто противоречат возможностям, согласен Карбалевич, $46 млрд – слишком высокая цена для экономики страны. Проблемы белорусской экономики – не в нехватке ресурсов, а в неспособности эффективно работать, покупая сырье по мировым ценам, рассуждает он: «Но альтернативные поставщики не будут продавать сырье по ценам ниже мировых, это может сделать только Венесуэла в благодарность за антиамериканскую риторику [президента Белоруссии Александра] Лукашенко, а Иран идет на сотрудничество из-за отсутствия выбора: он находится в экономической изоляции».

Испугать Россию не получится, говорит замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин: «Минску все равно придется покупать газ у России, а если Белоруссия увеличит поставки из других стран, это обойдется дороже из-за транзита».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать