Статья опубликована в № 2696 от 22.09.2010 под заголовком: Силовая казна

Бюджет России стал еще в большей степени оборонным

Социальные расходы снижаются, а военные растут – такие приоритеты государственной политики установлены в проекте бюджета на ближайшую трехлетку. Эксперты относятся к бюджетной стратегии неоднозначно
С.Портер

Минфин опубликовал на своем сайте проект федерального бюджета на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. (см. таблицу). Завтра документ будет рассмотрен на заседании правительства, а 1 октября – уже представлен в Госдуму.

В ближайшую трехлетку расходы федерального бюджета будут расти в номинальном выражении: в 2011 г. по сравнению с предыдущим годом – на 4,2%, в 2012 г. – на 5,4% и в 2013 г. – на 8,3%. Правда, в реальном выражении расходы вырастут только в 2013 г. – на 2,7%, а в 2011 г. снизятся (-2,2%) даже больше, чем в текущем году (-1,9%).

Новая классификация

Минфин серьезно изменил бюджетную классификацию, которую не трогал с начала 2000-х гг. Если раньше главный финансовый документ страны состоял из 11 разделов, то теперь их стало 14. Из раздела «Культура, кинематография и СМИ» выделили СМИ, из «Здравоохранения, физкультуры и спорта» – здравоохранение. Самостоятельным стал раздел «Обслуживание госдолга», раньше эти расходы были включены в «Общегосударственные вопросы». Четырнадцать разделов лучше соответствуют основным сферам госполитики, объясняет чиновник Минфина.

Еще более существенно, указывает он, что в 14-м разделе остались только дотации регионам и муниципалитетам, а субсидии и субвенции внебюджетным фондам разнесены по профильным статьям. Эти изменения связаны с грядущей бюджетной реформой, объясняет чиновник Минфина: «Точнее отражается увязка расходов с направлениями госполитики».

Социалка пошла вниз

Крупнейший раздел – социальная политика, включая трансферты Пенсионному фонду, – составляет чуть более 3 трлн руб. Но эти расходы в 2011 г. уменьшатся по сравнению с 2010 г. на 398,8 млрд руб., или на 11,7%. Снижение расходов нового, «большого» раздела «Соцполитика» обусловлено плановым сокращением дотаций Пенсионному фонду, объясняет чиновник Минфина. Также у федерального бюджета снижается потребность в ассигнованиях на покрытие дефицитов внебюджетных фондов из-за увеличения тарифов страховых взносов с 26 до 34%, отмечает Минфин в пояснительной записке, плюс заканчивается программа по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны. С 2012 г. социальные расходы вновь станут расти – в среднем на 8%.

Милитари в моде

Расходы на национальную оборону – второй раздел по значимости (более 1,5 трлн руб.). Все три года он будет устойчиво расти (см. таблицу). Это политическое решение правительства, к тому же формируется новая программа вооружений и изменятся принципы денежного довольствия военнослужащих, объясняет чиновник Минфина (подробнее см. статью на стр. 02).

Реформа милиции потребует дополнительных расходов: статья «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» в 2011 г. вырастет на 9,4% по сравнению с нынешним годом и составит более 1,2 трлн руб. Но уже с 2012 г. этот раздел начнет медленно уменьшаться. С 2012 г. начнут снижаться и траты на обеспечение военнослужащих жильем: с 125,9 млрд руб. в 2010 г. до 25,3 млрд в 2013 г.

В разделе «Общегосударственные вопросы» – почти 864 млрд руб. в 2011 г. – больше всего средств тратится на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов (213,3 млрд руб.). Содержание судебной системы обойдется казне в 113,9 млрд руб., правительства – в 3,1 млрд руб., президента – почти в 7,7 млрд руб.

Минфин закладывает достаточно большой объем так называемых условно утвержденных расходов – 419,3 млрд руб. в 2012 г. и 798,4 млрд в 2013 г. Это нераспределенные расходы бюджета, которые могут быть использованы в будущем для непредвиденных обстоятельств. Деньги могут пойти на реформу МВД и содержание военных, полагает сотрудник Минфина. Большой задел – разумная мера, полагает Юлия Цепляева из BNP Paribas, нерасписанный резерв должен помочь Минфину сдержать рост расходов в будущем.

власть госпрограмм

Впервые Минфин представил вместе с федеральным бюджетом много аналитических материалов, доволен чиновник аппарата правительства: получили проект федеральной адресной инвестиционной программы, реестр расходных обязательств и аналитическое распределение расходов федерального бюджета по госпрограммам. Аналитическое представление бюджета сделано для ознакомления, объясняет сотрудник Минфина. Со следующего года весь бюджет будет сформирован по новым принципам, продолжает он: расходы пойдут не на выполнение функций, а на решение определенных задач.

Объем финансового обеспечения реализации госпрограмм в 2011 г. составит 9,04 млрд руб., в 2012 г. – 9,12 млрд, в 2013 г. – 9,24 млрд (около 97% общего объема расходов федерального бюджета). Самая большая госпрограмма «Новое качество жизни» тянет больше чем на половину расходов бюджета – 4,7 трлн руб. «Инновационное развитие и модернизация экономики» обойдется в 1,6 млрд руб. Самая маленькая госпрограмма «Сбалансированное региональное развитие» обещает из года в год уменьшаться с 347 млрд до 150,5 млрд руб.

«Очень плохой бюджет»

Стимулирование экономики через рост бюджетных расходов – оправданный шаг, считает Цепляева: «Благодаря низкому уровню госдолга Россия может себе это позволить». Однако в ликвидацию дефицита к 2015 г., как планирует Минфин, она не верит: увеличивать расходы всегда проще, чем сокращать. Уменьшение дефицита до нуля возможно благодаря высокому экономическому росту, а не механическому сокращению затрат, добавляет она.

«Очень плохой бюджет», – недоволен Евгений Гавриленков из «Тройки диалог». В прошлом году Минфин собирался поддерживать постоянный объем расходов в натуральном выражении – 9,8 трлн руб., напоминает он: «Теперь тактика изменена: постоянной величиной стал дефицит, в течение трех лет будет около 1,8 трлн руб.». Даже с учетом займов на внешнем рынке и доходов от приватизации на внутреннем рынке придется занимать около 1 трлн руб. ежегодно, прогнозирует он: «Если в 2011 г. это будет возможно, так как у банков есть резервы ликвидности, то в 2012–2013 гг. приведет к вытеснению с рынка частных заемщиков, в том числе госкомпаний».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать