Отказ в проведении "Дня гнева" был незаконным, признал Мосгорсуд

Мосгорсуд впервые признал незаконным отказ в проведении оппозиционного митинга в Москве – в разгар кампании против мэра Юрия Лужкова и в его отсутствие

Вчера Мосгорсуд признал незаконным отказ правительства Москвы в проведении акции «День гнева» 20 марта на Пушкинской площади, удовлетворив кассацию на решение Тверского суда. Председательствовал судья Борис Гербеков. Это первое решение в пользу оппозиции, которая с прошлого года оспаривает в судах отказы в согласовании митингов в защиту статьи 31 Конституции и «дней гнева», говорит истец Сергей Удальцов.

На следующем заседании суд в том же составе запросил у правительства Москвы дополнительные материалы, касающиеся отказа активистам гей-движения в проведении шествия на Мясницкой улице 29 мая. До этого жалобу гей-активистов отклонил тот же Тверской суд.

С 2006 г. Мосгорсуд отклонил около двух сотен кассаций на отказ в проведении акций геев, все заседания длились по 3–5 минут, никто не задавал вопросов, удивляется истец Николай Алексеев.

Удальцов и Алексеев связывают изменение мнения Мосгорсуда по поводу отказов правительства Москвы в разрешениях на собрания с пошатнувшимися позициями мэра Юрия Лужкова. Алексеев рассказал «Ведомостям», что после неожиданного итога заседания спросил у представителя правительства Москвы: «Ну что, кепка все?» – на что тот ответил: «Наверное, да».

Это прецедент и большой успех: судебные органы, наблюдая кампанию против мэра, решили подстраховаться, полагает Удальцов.

Пресс-служба правительства Москвы от комментариев отказалась, пресс-секретарь мэра Сергей Цой по мобильному телефону не отвечал.

Руководитель пресс-службы Мосгорсуда Анна Усачева сообщила, что причины того, что отказ правительства Москвы признан незаконным, юридические, но полностью аргументация судей еще неизвестна: текст решения пока не изготовлен. Он будет опубликован в электронной базе решений Мосгорсуда. По словам Усачевой, правительство Москвы, получив заявку на так называемый «День гнева», состоявший из митинга и шествия, предложило другое место для митинга и указало на сложности в проведении шествия, в частности угрозу безопасности и нарушение прав третьих лиц.

Мэрия сказала, что акция может помешать работе хозяйствующих субъектов, хотя в законе упоминания о них нет, объяснил Удальцов. Рассматривая кассационную жалобу заявителей, судебная коллегия по гражданским делам обратила внимание, что правительство Москвы не предложило другого места для шествия, что незаконно, сообщила Усачева.

Дополнительные материалы о шествии геев Мосгорсуд запросил потому, что правительство, отказывая в нем, указывало на стройку на месте акции, продолжала Усачева.

Под сомнением оказался и аргумент мэрии, что она не может обеспечить безопасность геев, заметила Усачева. Алексеев утверждает, что с 2006 г. представители мэрии носят на судебные заседания одни и те же письма общественных деятелей против гей-парада, в том числе от уже покойного патриарха Алексия II, которые, по их мнению, свидетельствуют об угрожающей геям опасности. В мае гей-активисты просили мэрию разрешить акцию в любом другом месте, однако все предлагаемые места, включая наб. Тараса Шевченко, оказались заняты пикетами в поддержку премьера Владимира Путина, для которых мэрия зарезервировала время с 9.00 до 21.00, рассказал Алексеев. Суд потребовал у мэрии представить до 14 октября план территории, на которой должно было пройти шествие, и дополнительные сведения об угрозе безопасности его участникам, сообщила Усачева.

Независимость судебной системы – сфера неформальных интересов президента Дмитрия Медведева, с этого года мировые судьи, уловив сигналы федеральной власти, стали внимательнее относиться к участникам оппозиционных акций, говорит политолог Алексей Макаркин. В этом чувствуется ослабление региональной власти, считает он.