Лукашенко готов трудоустроить Лужкова

По мнению президента Белоруссии, информационную кампанию против него в российских СМИ организовала та же «команда», что «разделалась» с мэром Москвы.
Д.Гришкин

Отношения с российским правящим тандемом у президента Белоруссии Александра Лукашенко «плохие, если не сказать хуже», но реагировать на «грязь», показанную в фильмах канала НТВ, президент не намерен, равно как и нарушать подписанные в рамках союзного государства и таможенного союза договоренности, заявил Лукашенко в Минске на пресс-конференции для российских региональных журналистов.

«Все, что происходит, – это затея кучки политиков, пусть даже высокопоставленных», - говорит президент об информационной атаке на него. За нее отвечает команда президента России Дмитрия Медведева, поддерживает ее и премьер-министр Владимир Путин. «Это одна и та же команда, которая разделалась с Шаймиевым, Рахимовым, Илюмжиновым и Лужковым, а потом и меня прихватили», - заявил Лукашенко. Пресс-конференцию для сотни журналистов из 60 регионов России президент провел в восьмой раз. Восьмая встреча рекордной не стала, президент уложился в обычный для них формат – четыре с половиной часа.

«Если раньше российское информационное пространство было закрыто для Белоруссии, то теперь в него намеренно закачивается поток вранья. Все это предназначает россиянам. Цель кампании – убедить россиян в том, что белорусы – враги, а их президент – вор, убийца, предатель. Это бред полный, конечно. Я уверен, что россияне - люди умные и понимают, что происходит», - заявил президент журналистам.

Обвинения, предъявленные в фильме «Крестный батька», президент все же опроверг. Бронированных стекол в его резиденции нет, а если кому-то удастся обнаружить якобы украденные им $7 млрд, тот может забрать их себе, пообещал президент.

«При любом удобном случаем пытаются наклонить и даже замочить», - посетовал президент. Последняя нападка – шутка президент Медведева о выборах президента Белоруссии. Находясь в Шанхае, президент России заявил, что не ждет от белорусских выборов ничего хорошо, заметив, что это шутка. «В каждой шутке есть доля правды. Если бы я не знал, как эти вопросы подбрасываются!» - возмущается Лукашенко.

Президент повторил, что признать независимость Абхазии и Южной Осетии ему не позволила позиция России. Один из западных министров изложил ему, что в качестве ответной меры западные страны могут пойти на запрет расчетов в евро и долларах. «Целый список несчастий и бед, которые могут постигнуть Белоруссию, обсуждали с президентом Медведевым в Сочи. Мы просчитали последствия, и я спросил Дмитрия Анатольевича, готова ли Россия разделить с нами эти последствия. Он сказал: «Давайте не будем торговаться, это одна тема, а это другая», - рассказал Лукашенко.

По мнению белорусского руководителя, информационная кампания долго не продлится: «Я убежден, что это тактика. Не думаю, что это стратегия, она сойдет на нет, потому что потерять Белоруссию для России будет катастрофой, геополитической и моральной... Эта необдуманная, безмозглая политика, которая навязывается сегодня нам, она недолговечна, поэтому перспективы у наших отношений хорошие, основа и база для этого есть».

Вернуть России выборы

Однако плохие отношения с российским руководством не сказываются, по наблюдениям президента, на отношениях на уровне граждан и региональных лидеров, хотя на уровне регионов сотрудничество идет не так хорошо, как раньше. «Раньше губернаторы имели большую степень свободы, так как губернаторы избирались, они ездили в Беларусь - и много было сделано... Но теперь есть указания из центра – куда ехать и что решать», - указывает на недостатки российской вертикали Лукашенко.

По мнению белорусского лидера, вертикаль власти в России дает сбой, что подтверждает история отставки мэра Москвы Юрия Лужкова. Причина сбоев – география: «Россия не Белоруссия – одно дело в Минске назначить главу Мингорисполкома, другое дело - из Москвы назначить главу Хабаровского края. То, что ты его назначил, не значит, что он абсолютно твой и надежен. Считаю, что руководители в России должны избираться, но президент должен иметь основания и право отстранить от должности».

Президент Лукашенко готов трудоустроить Юрия Лужкова, если тот проявит желание.

Сторонний наблюдатель в союзе

Нарушать договоренности Союзного государства или Таможенного союза президент Белоруссии не намерен, но на многие из них смотрит скептически: например, на то, что к 1 января 2011 г. Россия и Казахстан смогут согласовать условия транзита нефтепродуктов.

«Мы пока как сторонние наблюдатели, ждем, когда Россия и Казахстан договорятся», - говорит Лукашенко.

«Если Таможенный союз состоится на классических принципах или хотя бы наших принципах – это будет неплохо, - говорит Лукашенко. - Мы не боимся, что Россия придет к нам на рынок, но и Россия не должна препятствовать нашему выходу на рынки - свой и Казахстана. Но Россия два года фактически блокирует наши поставки на рынок, и главный идеолог этой политики – [главный санитарный врач] Геннадий Онищенко».

Закрытостью российского рынка и повышением цены на газ объясняет президент необходимость поставок нефти из Венесуэлы или строительства завода по разжижению газа на Балтике: «Вагонами возим и будем возить, но на колени не встанем. В этом году мы 4-5 млн тонн самой качественной венесуэльской нефти получим. Это на 30-40% лучше сорта Urals".

«Право выбора сохраним»

Информационная война, развязанная Россией, работает в пользу президента, повышая число его сторонников. «Даже те, кто не хотел за меня голосовать, будут за меня голосовать», - уверен он.

Для президента Белоруссии успехом на выборах 19 декабря будет получить две трети голосов. Оппозиции созданы все условия для участия в выборах: «Мы ни одного высказывания оппозиционера не запретили: ни книжек, ни газет».

«Я категорически не хочу оскорбить свой народ и не дать ему права выбора. Это не Россия, никакого наследства я передавать не буду», - заверил журналистов президент. Он также исключил возможность передачи власти своим сыновьям: «Я не хочу, чтобы мои дети были в Белоруссии президентом. Я наелся - и моим детям хватило».

Александр Лукашенко не считает, что за 16 лет его правления в стране не созданы условия для появления сильного лидера, который его сменит: «У нас есть очень много сильных людей в стране».